RUS
EN

Русский язык как иностранный

 / Главная / Образование / Русский язык как иностранный

Российская государственная система тестирования иностранных граждан по русскому языку

Общая информация

Начало создания Российской  системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку (ТРКИ – TORFL) относится к 1992 году. Авторами-разработчиками данной системы являются Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов и Государственный институт  русского языка им. А.С. Пушкина.  Система лингводидактического тестирования ТРКИ позволяет унифицировать систему оценивания уровня владения русским языком, обеспечить конвертируемость квалификационных документов, принятых в разных странах.

В настоящее время в систему тестирования ТРКИ входят

Тесты общего владения: позволяют определить и сертифицировать уровень владения русским языком  как иностранным независимо от времени и места  его изучения. Тесты общего владения представлены шестью уровнями, соотносимыми с Европейской шкалой владения иностранными языками (CEF): A1, A2, B1, B2, C1, C2.

Профессиональные модули: позволяют определить  и сертифицировать уровень владения русским языком как иностранным как средства профессионального общения.

Тест для приёма в гражданство Российской Федерации: позволяет определить и сертифицировать базовый уровень, необходимый для получения гражданства РФ.

Тест для трудящихся мигрантов: позволяет определить и сертифицировать  базовый уровень для трудящихся мигрантов, необходимый для получения разрешения на работу в  сфере ЖКХ, торговли и бытового обслуживания.

Каждый тест состоит из пяти частей: «Лексика. Грамматика», «Чтение», «Письмо», «Аудирование», «Говорение».

Как пройти тестирование

Если Вы решили пройти тестирование по системе ТРКИ, Вы можете обратиться в один из четырёх головных вузов системы тестирования: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина.

Эти вузы имеют договоры о проведении тестирования с другими российскими вузами и зарубежными  образовательными организациями.

Если Вы успешно прошли тестирование, Вы получаете сертификат государственного образца и Приложение с результатами по каждому из разделов теста.

Успешно сдавшим тест считается кандидат, выполнивший каждый из разделов теста не менее, чем на 66%. При этом по одному из разделов теста проходной балл может быть не ниже 60%.

Кандидатам, не прошедшим тестирование (не набравшим минимально необходимое количество баллов по отдельным разделам теста), выдается Справка с указанием их результатов. Справка действительна в течение двух лет с момента тестирования и дает возможность соискателю пересдать неудовлетворительно оцененные разделы теста (не более двух). При неудовлетворительном результате по трём и более разделам теста пересдаётся весь тест.

Если Вы хотите самостоятельно  подготовиться к сдаче теста, Вы можете ознакомиться с учебными материалами, представленными издательствами «Златоуст» и «Русский язык». Курсы.

Нормативно-правовая база

Уровневый подход к изучению и преподаванию русского языка как иностранного закреплен в Требованиях к проведению государственного тестирования по русскому языку как иностранному, а также в Приказе об утверждении Федеральных  государственных требований по русскому языку как иностранному.

Научно-методическая база

Система ТРКИ является многомерной и включает в себя как комплект  соответствующих научно-методических и учебных материалов, так и соответствующие службы, обеспечивающие её функционирование. На базе  головных вузов системы тестирования ежегодно проходит обучение по краткосрочной дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование».

Ежегодно на базе вузов-разработчиков проводится семинары, в которых можно принять участие по трём программам: первая — «Процедура и методика проведения тестирования в рамках Российской государственной системы тестирования: ТЭУ, ТБУ, ТРКИ-I, ТРКИ-II (оценка)», вторая – «Методика проведения тестирования: ТРКИ-II, ТРКИ-III, ТРКИ-IV» (для лиц, ранее участвовавших в первой программе), третья – «Повышение квалификации» (для лиц, прошедших первую и вторую программы) – одна неделя. В рамках семинара проводится подготовка всех его участников для проведения тестирования для приема в гражданство РФ и тестирования по базовому уровню для трудящихся мигрантов.

Специалисты–тестологи занимаются обновлением тестов, ведут работу по совершенствованию системы тестирования, участвуют в научно-практических конференциях  как в России, так и за рубежом.  В настоящее время имеется широкий ряд публикаций, посвящённый основным вопросам тестологии.

Дистанционное обучение РКИ

Образовательные ресурсы Интернета по русскому  языку можно разделить на несколько категорий:

1. Общероссийские образовательные порталы и специализированные ресурсы по русскому языку: справочно-информационный интернет-портал Грамота.РУ, сайты МАПРЯЛ и РОПРЯЛ, Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, Института русского языка и культуры; сайт Культура письменной речи, Slovari.ru, Справочная служба русского языка (платная) и др.

2. Сеть электронных библиотек: библиотека М. Мошкова и др.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного/неродного: портал поддержки русского языка как иностранного Факультета повышения квалификации преподавателей русского языка Российского Университета Дружбы народов «Учимся учить»; сетевой курс по методике преподавания русского языка как иностранного «Преподаватель РКИ» Центра международного образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и др.

4. Дистанционные курсы по русскому языку: мультимедийный интерактивный курс дистанционного обучения русскому языку, подготовленный в Центре международного образования МГУ «Русский язык дистанционно по материалам СМИ» и курс русского языка для начинающих «Время говорить по-русски»материалы по русскому языку как иностранному проф. Т. Байера (Middlebury College) и др.

5. Дистанционные курсы кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета:

«Русский язык от А до Я. Первая встреча» – дистанционный вводно-фонетический и вводно-грамматический курс (с переводами на китайский и английский языки).
Авторы: доцент Н.А. Буре, старший преподаватель М.В. Быстрых.
Адресат: иностранные учащиеся предвузовского этапа обучения.
Цель курса: подготовка учащихся к использованию русского языка для обучения в русской языковой среде в соответствии с задачами и требованиями «Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение».
Длительность обучения: 40 часов.
Демоверсия курса размещена на сайте «Виртуального языкового центра СПбГУ». Полная версия курса.

«Русский язык в профессиональной сфере» – дистанционный курс, модули и траектории для основных специальностей университетского обучения.
Курс предназначен для поддерживающего обучения в условиях сокращения контактных учебных часов на преподавание русского языка как иностранного. Основная задача – формирование коммуникативной компетенции в области языка специальности. В рамках курса учащиеся получают представление об особенностях русского языка в профессиональной сфере на материале неадаптированных текстов по профильным дисциплинам – геология, физика, экономика, математика, социология, история и т.д., овладевают умениям и навыками  поиска, обработки и передачи информации, составления определенного круга письменных работ, восприятия звучащей монологической речи, чтения текстов по специальности для последующего реферирования.
Авторы: группа под руководством доцента Н.А. Буре.
Адресат: иностранные учащиеся гуманитарных и естественных факультетов.
Цель курса: дистанционное сопровождение очных занятий студентов 1-2 курсов; создание ресурсной базы для студентов и преподавателей; формирование умений и навыков профессионального общения в устной и письменной форме в рамках 2 сертификационного уровня.
Длительность обучения: от 36 до 48 часов (на один модуль) в зависимости от уровня учащихся.
Срок готовности: сентябрь 2013 г. В перспективе количество модулей по специальностям может быть расширено.

Русский язык и культура речи», «Культура профессиональной речи» – дистанционно-сопроводительные курсы. Находятся в разработке.
Авторы: профессор Е.И. Селиверстова, доцент Н.А. Буре.
Адресат: а) учащиеся вузов гуманитарных и естественно-научных специальностей; б) широкий круг посетителей портала.
Цель курса: повысить уровень практического владения современным русским литературным языком учащихся в разных сферах функционирования русского языка, в его письменной и устной разновидностях; углубить полученные при освоении школьной учебной программы знания по русскому языку и о русском языке.
Длительность обучения: 36 часов.
Срок готовности: сентябрь 2013 г.

«Научный стиль речи» – дистанционный обучающий курс. Находится в разработке.
Авторы: группа под руководством доцента Н.А. Буре.
Адресат: иностранные учащиеся предвузовского этапа обучения.
Цель курса: обучение языку специальности учащихся предвузовского этапа обучения (тех, кто планирует поступать на факультеты российских вузов; подготовка к сдаче вступительного экзамена по специальности).
Длительность обучения: 32 часа.
Срок готовности: декабрь 2014 г.

Лингводидактические тренажеры:

«Учим русский язык. Формула любви» (с переводом на китайский и английский языки).
Авторы: доцент Н.А. Буре, старший преподаватель М.В. Быстрых.
Адресат: иностранные учащиеся начального этапа обучения.
Цель обучения: знакомство с русскими звуками, представляющими фонетические трудности, с некоторыми особенностями русской грамматики, со словами и выражениями, необходимыми для элементарного общения.
Длительность обучения: по усмотрению учащихся (тренажер ориентирован преимущественно на самостоятельную работу; может использоваться в качестве наглядного и тренировочного материала в работе с преподавателем на интерактивной доске).

«Учим русский язык. Люблю тебя».
Авторы: доцент Н.А. Буре, старший преподаватель М.В. Быстрых.
Адресат: иностранные учащиеся продвинутого этапа обучения.
Цель обучения: познакомить учащихся с реалиями русской жизни, с известными историческими и литературными деятелями, со стилями архитектуры и выдающимися  зодчими Санкт-Петербурга; с моделями типичного речевого поведения, нормативными этикетными формами.
Длительность обучения: вариативная, по усмотрению учащихся.

cловари русского языка

www.gramota.ru







Новости

19–21 апреля в Рязани состоялся II Всероссийский форум русского языка, посвящённый наследию академика И. И. Срезневского.  Организаторы (Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина в сотрудничестве с Правительством Рязанской области, Рязанской...
Как в России, так и в Польше Воскресение Христово имеет многовековую историю и традиции, которые несколько отличаются не только в каждом регионе, но и в каждом доме. Однако, несмотря на некоторые различия, всегда соблюдается ряд похожих элементов в праздновании великой Пасхи. ...

КОНТАКТЫ

Управление образовательных программ
Тел.+ 7(495)981-66-70, доб. 183
education@russkiymir.ru

Задать вопрос по электронной почте:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA