RUS
EN
 / Главная / Публикации / Современный плакат: по-новому яркий, по-прежнему шершавый

Современный плакат: по-новому яркий, по-прежнему шершавый

Сергей Виноградов10.10.2017


«С товарищеским приветом, Маяковский» (конкурсный  плакат). Фото: tretyput.ru 

«Шершавым» называл язык плаката Владимир Маяковский, сам немало поработавший в этом жанре. Сегодня плакатный язык стал более эластичным и разнообразным в средствах и техниках, но сохранил шершавость и колючесть смыслов. Третий Всероссийский конкурс плакатов «Россия. Третий путь», который проходит при поддержке Министерства культуры России, показал, что жанр плаката сохраняет свою популярность. 

В оргкомитет поступило более 1000 работ (в том числе детские рисунки) из 50 с лишним регионов России и двух десятков стран мира – от Литвы до Китая и Японии, от США до Индии. На следующей неделе будут объявлены победители и откроется выставка, которая вскоре отправится по городам и весям. Организаторы и участники конкурса рассказали «Русскому миру», почему жанр плаката современен как никогда.

Уникальный в тираже

«Плакат – явление массовое, и он по-настоящему живёт лишь в тираже», – заявил в беседе с корреспондентом «Русского мира» тульский художник-плакатист и заместитель председателя оргкомитета «Третьего пути» Сергей Дорогань. 

Интернет-эпоха увеличила тиражность плакатов (в большинстве своём, рекламных) во много раз, и с сегодняшней «шторкой», всплывающей на сайте средней посещаемости, вряд ли могла бы поспорить самая крупная типография из прежних времен. Современный человек воспринимает информацию визуально, ценит доходчивость и избегает длинных текстов. Художники и дизайнеры убеждены, что всё вышесказанное создало почву для возрождения искусства плаката, в котором, в той или иной его форме, сегодня работают тысячи и тысячи мастеров.

Это одно из объяснений того, почему количество участников конкурс плаката неуклонно растёт от раза к разу. Впрочем, свой эффект даёт и реклама конкурса. Плакатная, разумеется.

«Страшно?» (конкурсный плакат). Фото: tretyput.ru 

«Сравните – на первый конкурс заявились участники из 35 областей России, а третий уже охватывает большую часть России, восемь стран ближнего зарубежья, и около десятка стран практически всех континентов планеты, – говорит Сергей Дорогань. – Как мы это объясняем? Во-первых, конкурс знают. Во-вторых, объявленная нами тема оказалась близка множеству людей. "С чего начинается Родина" – об этом хотя бы раз задумывался каждый. Кроме того, заявка оформляется через Интернет и работа также отправляется на электронный адрес, а это очень удобно для участников. Конкурс всероссийский, но вместе с тем открытый для зарубежных участников. Причём в данном случае они имели возможность рассказать о своей родине. Тема универсальная, поэтому большому количеству заявок мы не удивлены».


Среди участников как профессионалы, так и любители, и первых больше. Впрочем, никаких ограничений организаторы не устанавливали, а члены жюри будут оценивать участникам по номерам их произведений, а не по резюме и громким именам. В своих работах авторы используют самые разные техники: некоторые взяли в руки кисти, краски и простой карандаш, другие воспользовались программами компьютерного дизайна (таких большинство), а третьи – совместили то и другое. 
 
«Срез очень большой, и это радует, выставились люди всех возрастных категорий – дети, молодёжь, зрелые авторы, – говорит Сергей Дорогань. – Да, не все работы попадут на итоговую выставку, но ни одна работа не стала лишней – картина, развернувшаяся перед нами, многое рассказывает о том обществе, в котором мы живём. Всё это выводит наш конкурс из ряда творческих мероприятий в область художественно-гражданских акций».

Выставка, которая будет сформирована по итогам конкурса, откроется 19 октября в Туле. Также готовится издание 200-страничного красочного буклета.

«Спорьте, но не воюйте»

Девизом конкурса, который проходит раз в два года, на сей раз стала знакомая каждому с детства фраза «С чего начинается Родина». Среди магистральных тематических направлений конкурса значились провинция, малая родина, экология и другие, и эти темы выбрали многие. Но более всего участникам, причем из самых разных уголков России и мира, приглянулась тема 100-летия Октябрьской революции. И авторы рассмотрели её с самых разных гражданских позиций и в разных художественных техниках. 

«Эпоха перемен 1917–2017» (конкурсный плакат). Фото: tretyput.ru

«Даже по нашему конкурсу заметно, насколько противоречива эта тема и насколько широк спектр мнений о ней и её итогах, – отмечает Сергей Дорогань. – Есть планы сделать в Москве отдельную выставку современного плаката к 100-летию революции, и сейчас историки и художники ведут жаркие споры о том, какие работы выбрать для выставки».  

Свою собственную выставку уже сейчас может составить каждый – все конкурсные плакаты выложены на сайте «Третий путь». И «революционных» там – каждый пятый. Разнообразие взглядов и точек зрения, действительно, велико. А жанр плаката не из тех, что позволяют скрыть своё мнение. На одной из работ изображен холм с кремлёвской звездой и кладбищенским крестом. И надпись: «Спорьте, но не воюйте! 1917»

Автор другого плаката уже определился, кто виноват в трагических событиях столетней давности. Он графически изобразил фабрику и бастующих рабочих, а на переднем плане – пистолет, устремленный дулом вверх, причём из него идёт дым, как после выстрела. «Маузер – оружие пролетариата». На ещё одной работе изображен бравый комдив Чапаев. И простая подпись: «Чебоксары – родина Чапаева». Глядя на портрет, может показаться странным, что про этого героя Гражданской войны могли сочинять не всегда приличные анекдоты. По всему видно, автор, объединивший на одном плакате историческую и краеведческую темы, очень гордится земляком.

«Маузер - оружие пролетариата ...» (конкурсный плакат). Фото: tretyput.ru

На другом плакате изображён пожилой военный, сидящий на стуле, – изображение явно взято с семейного фото. По левую руку от него стоит белый силуэт поручика царской армии, по правую – красный силуэт комиссара. Такое вот своеобразное семейство. «Эпоха перемен», – философски подписал автор. 

Плакат на тему

Первый конкурс плаката прошёл в 2013 году и имел девиз «Держава. Воля. Вера», второй состоялся спустя два года и был посвящён 70-летию победы в Великой Отечественной войне (девиз – «Служу отечеству!»). Открывая конкурс этого года, советник президента России по культуре и искусству Владимир Толстой назвал плакат «актуальным и имеющим большую степень коммуникативного воздействия жанром искусства». А председатель Союза художников России Андрей Ковальчук, также не пожелавший остаться в стороне от конкурса, заметил, что «в XXI столетии по-прежнему востребованы все ипостаси плакатного искусства – театральная, рекламная, политическая, и каждое из этих направлений требует от авторов большого профессионализма»

«Многие говорят о том, что жанр плаката возрождается, и этот процесс заметен невооруженным взглядом, – заявил сам успешный художник Сергей Дорогань. – Конечно, рекламный плакат развивается стремительнее, чем политический, социальный или любой иной, но подвижки есть и в этих направлениях». 

«Марийский шувыр – старший брат шотландской волынки» (конкурсный плакат). Фото: tretyput.ru

С коллегой согласен доцент кафедры графического дизайна Белгородского института искусств и культуры Игорь Чёрный. Сам Игорь Александрович и его студенты принимали участие во всех трёх конкурсах плаката. Работы для выдвижения белгородские дизайнеры творят на занятиях по социальному плакату. 

«Жанр плаката возрождается, это факт, – говорит Игорь Чёрный. – Скажете, для плакатов тем не хватает? Но мы их видим во множестве. Например, в последние годы работаем со студентами над ГТО в плакате, а до этого придумывали плакаты о спортивной гордости Белгорода. И некоторые из работ, сделанных ребятами, сейчас украшают наши улицы и магистрали. Это ли не мотивация? Студенты видят, что творческая работа может приносить удовлетворение и какой-никакой заработок, а главное – востребованность художника в современном мире».   
Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

24 октября на сцене королевского театра «Каре» в Амстердаме Государственный академический театр классического балета Касаткиной и Василёва покажет «Ромео Джульетту». Об этой постановке и о русской балетной традиции мы беседуем с художественным руководителем театра Наталией Касаткиной и критиком голландской газеты «Хет Парол» Фрицем де Йонгом.
В ноябре текущего года увидит свет новая книга доктора исторических наук, председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова «Октябрь 1917». Депутат рассказал о причинах Октябрьской революции и её последствиях, а также о своей работе.
Ровно сто лет назад произошло событие, которое во многом повлияло на ход дальнейшей истории. 7(20) октября 1917 года в России была создана полноценная воинская организация, поставившая своей целью борьбу с леворадикальными революционерами – большевиками и их союзниками.
«Молодёжный диалог» – под таким названием в Мюнхене состоялся Российско-баварский молодёжный форум, посвящённый вкладу молодых деятелей культуры в развитие двустороннего сотрудничества в сфере культуры и гуманитарных контактов.
Международный творческий конкурс «Всемирный Пушкин», учреждённый фондом «Русский мир» и музеем-заповедником А. С. Пушкина «Болдино», подводит первые итоги. Объявлен шорт-лист, куда вошли 16 финалистов. Все они приедут в Болдино и станут гостями XI Ассамблеи Русского мира. Об итогах конкурса рассказывает директор музея «Болдино», председатель жюри Нина Жиркова.
150 лет назад, 18 октября 1867 г., состоялась церемония передачи Аляски под юрисдикцию Соединенных Штатов. Это стало возможным благодаря подписанному Россией и Северо-Американскими  Соединёнными Штатами договору.
Работа фестиваля в самом разгаре. Но первый рекорд уже есть – по количеству участников нынешний фестиваль – самый представительный: более 25 тысяч гостей из 180 стран. При этом желающих попасть было как минимум в два раза больше. Участники уверены, что фестиваль в Сочи станет историческим  событием.
«Русский язык в международном образовательном пространстве» – тема одной из сессий проходящего в Сочи IV Международного педагогического форума «Текст культуры и культура текста». Преподаватели русского языка обсудили состояние и существующие тенденции в преподавании русского языка в их странах.