RUS
EN
 / Главная / Публикации / Московский университет приглашает студентов в космос

Московский университет приглашает студентов в космос

Светлана Сметанина13.02.2018

Фото: КЦ «Южный»

В этом году факультет космических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова впервые объявляет о наборе студентов на специалитет сроком обучения шесть лет. В нашей стране никогда раньше не существовало отдельного учебного заведения для подготовки специалистов космической индустрии. О задачах нового факультета рассказывает координатор учебной работы Артём Савчук.

– Факультет космических исследований МГУ был создан ровно год назад – в феврале 2017. Это совместный проект с Роскосмосом?

– На самом деле Московский университет давно вёл различные проекты, связанные с космической тематикой. Например, ещё в 80-е годы наши специалисты участвовали в разработке центрифуги для космонавтов – её можно увидеть в Центре подготовки космонавтов, где она до сих пор используется. Кроме того, у Московского университета есть собственный спутник «Ломоносов», до этого был запущен спутник «Татьяна». Ведутся исследования по ядерной физике – их ведут коллективы Научно-исследовательского института ядерной физики им. Д. В. Скобельцына (НИИЯФ МГУ). Естественно, довольно много групп работает на физическом факультете.

В какой-то момент появилась идея свести всё это вместе и создать факультет космических исследований. А корпорация «Роскосмос», конечно же, один из основных наших партнёров, с которым мы активно сотрудничаем.

– В прошлом году факультет уже набрал 40 человек в магистратуру. А конкурс был, чтобы туда попасть?

– Да, был большой конкурс на программу «Интеллектуальные технологии смешанной реальности для аэрокосмических систем» – мы на факультете коротко называем её «виртуальная реальность». Есть лаборатория, которая как раз занимается именно этим, там работает установка виртуальной реальности. На это направление был конкурс шесть человек на место по заявлениям перед экзаменами. Как известно, абитуриенты могут подавать заявления на несколько направлений. 

На направление «Методы и технологии дистанционного зондирования Земли» было два человека на место. Но тут нужно учитывать, что наш факультет был создан только 16 февраля 2017 года и не так много ребят успели о нём узнать. О том, что мы набираем на магистерские программы, мы объявили только в конце марта. 

В 2018 году будет открыт набор в специалитет с первого курса. Скорее всего, там будет 15 бюджетных мест. Дело в том, что цифры приёма на 2018 год были распределены ещё в январе – феврале 2017 – до создания факультета, поэтому у нас нет контрольных цифр приёма. Кроме того, идут переговоры с различными предприятиями космической отрасли о целевом приёме на платные места. В этом случае предприятие заключает договор со студентом, оплачивает его обучение, а студент после окончания обучения обязуется отработать несколько лет на этом производстве.

– Каковы сегодня, на ваш взгляд, перспективы выпускников факультета космических исследований? В 90-х годах космические программы закрывались. Сейчас говорят о том, что космос нам нужен. А что можно сказать тем ребятам, которые захотят прийти на ваш факультет?

– Да, действительно, в 90-е годы финансирование космических программ было сильно ограничено: по крайней мере, по некоторым программам, например по МКС, был ноль. И это очень тяжело сказалось на квалифицированных кадрах, инженерах. Сейчас финансирование у нас улучшилось. 

Артём Савчук. Фото: Вконтакте/факультет космических исследований (ФКИ) МГУ

Космическая отрасль очень большая и человекоёмкая, поэтому, конечно, наших выпускников на предприятиях отрасли очень ждут. Сейчас активно используются результаты космической деятельности – то же дистанционное зондирование, где объём информации растёт с огромной скоростью. Здесь, я уверен, наши выпускники без работы точно не останутся. 

Ну и конечно, нужно учитывать, что технологии космической отрасли постоянно переходят в другие сферы деятельности. Те же технологии смешанной реальности, которые изначально предназначались для тренировок космонавтов, для работы с вестибулярным аппаратом, сейчас используются довольно широко в других отраслях. 

– В последнее время мы о космосе слышим постоянно. Говорят и о лунных экспедициях и даже о полётах на Марс. Всё это – реальные задачи, которые такие космические державы, как Россия и США, ставят перед собой?

– На настоящий момент ни одна страна ни в состоянии профинансировать даже проект создания лунной станции. Даже Соединённые Штаты, несмотря на гигантский объём финансирования. По одной простой причине: один килограмм груза, доставленный на Луну, стоит примерно в десять раз больше, чем килограмм, выведенный на орбиту Международной космической станции. Просто больше затраченной энергии – чистая физика.

И соответственно, лунная программа неподъёмна для одной страны. Ясно, что это будет международное сотрудничество. И проект создания лунной станции не за горами.

– На ваш взгляд, есть ли интерес к таким совместным проектам с американской стороны?

– Несомненно. Здесь наблюдается обратная зависимость: чем хуже отношения между нашими государствами, тем лучше идёт кооперация в космической отрасли. Наши ученые работают совместно с американцами, европейцами, японцами. Несколько отдельно движутся китайцы. И  совместная работа по созданию лунной космической станции сейчас уже идёт. 

В каком состоянии сегодня находится наша космическая отрасль?

– Космическая отрасль очень высокотехнологична. Впрочем, в наше время почти все отрасли стали высокотехнологичными. Это ещё один пример того, как технологии, будучи отработанными в космической отрасли, перетекают в другие. Могу сказать, что российская космическая отрасль сейчас находится на хорошем уровне. 

– Раньше каждый школьник мечтал стать космонавтом, а что можно сказать о современных детях – им космос интересен?

– Конечно. Тут нужно учитывать, что современные школьники больше склонны к самостоятельным проектам, им больше нравится что-то делать самим, нежели просто слушать лекции, и мы это, конечно, учитываем. Наш факультет старается развивать такую проектную деятельность. Например, у нас есть замечательный проект «Воздушно-инженерная школа». Она существовала ещё до создания нашего факультета и базируется в НИИЯФ. Занятия там ведут преподаватели физического факультета, института ядерной физики, нашего факультета. 


Чем занимаются ребята? Они объединяются в команды, создают свои ракеты на пороховых двигателях и их запускают. Сначала невысоко – на 200 метров, потом повыше – и доходит до запуска в стратосферу. Каждая команда в обязательном порядке устанавливает на ракете спускаемый аппарат и снимает телеметрию. Кроме того, командам даётся задание придумать что-то своё. Кто-то пытается отстрелить парашют спускаемого аппарата и смоделировать спуск на поверхность земли – мягкую посадку. Таким образом определяется команда-победитель. Конечно, такая практика ребятам очень полезна и главное – очень интересна.

Кроме того, в нашей университетской гимназии для школьников 10-х и 11-х классов идут сейчас два проекта. Например, в десятых классах осуществляется проект по созданию базы снимков. Ребята своими руками собирают принимающую антенну. Потом принимают на эту антенну сигнал с нашего погодного спутника. Следующее задание – обработать этот сигнал, получить изображение и создать портал с базой космических снимков. 

Могу сказать, что инженерные специальности среди школьников сейчас популярны – именно потому, что им нравится что-то делать самим.

– Что касается наших соотечественников из других стран, они могут к вам поступать?

– Да, и сейчас в магистратуре у нас учатся несколько студентов из бывших союзных республик. Например, студент из Таджикистана – один из наших лучших студентов. Дело в том, что у МГУ есть филиалы в странах СНГ, и как раз выпускники бакалавриатов этих филиалов часто приезжают в Москву для продолжения учёбы. 

 День открытых дверей на факультете. Фото: Вконтакте/факультет космических исследований (ФКИ) МГУ

– Факультет планирует создавать онлайн-курсы для тех, кто интересуется космическими исследованиями?

– Мы собираемся создать такой онлайн-курс. В этом семестре будет читать курс легендарный человек – Михаил Яковлевич Маров, который будет рассказывать о физике космоса. Мы хотим этот цикл лекций записать и сделать онлайн-курсом.

– А что касается нерусскоязычных студентов из других стран – есть такой запрос на учёбу на факультете?

– Набор иностранных студентов на нашем факультете также объявлен. Насколько мы знаем, уже есть желающие из тех студентов, которые сейчас обучаются на подготовительном отделении МГУ. Кроме того, есть запрос от одного зарубежного университета, который хотел бы присылать своих студентов на дополнительное обучение (где-то на два года) на платные программы. В таком случае у них были бы двойные дипломы. Думаю, что в ближайшем будущем мы сможем это осуществить. 

Также по теме

Новые публикации

Десять лет подряд начало ноября в Академии туризма в Анталии – самое жаркое и интересное время. В осенние каникулы стартует масштабный образовательный проект Международная предметная олимпиада, участники которой – школьники всех возрастов из 20 стран.
21 сентября начинается конкурс «Кубок мира по русской поэзии». Это поэтическое «соревнование», как и «Открытый чемпионат Балтии», проводится на литературном конкурсном портале Stihi.lv, создал который энтузиаст своего дела, поэт, журналист и педагог Евгений Орлов.
Перечитать «Гранатовый браслет» Александра Куприна посоветовал недавно Владимир Путин на встрече со школьниками в сочинском «Сириусе». «Как он раскрывает человека, как он красиво о нем говорит, на какие стороны души он обращает наше внимание», - сказал президент, отвечая на вопрос о любимой книге.
Очередная полемика вокруг русского языка, русских школ и русского сектора возникла в конце августа, и, как ни странно, она всё ещё продолжается в инертной форме на разных форумах и в соцсетях. Тема поддерживается еще и благодаря заявлениям некоторых официальных лиц из министерства образования.
Редакторы Центра по изучению Ирана и Евразии составили исчерпывающий список организаций, где в Иране можно изучать русский язык. В десяти иранских вузах есть кафедры русского языка. Помимо полноценных бакалаврских и магистерских программ студентам предлагаются отдельные спецкурсы на русском языке, а в Тегеранском университете даже есть аспирантура, связанная с изучением русского языка.
В Риге прошёл пятитысячный митинг в защиту образования на русском языке, организованный Русским союзом Латвии (РСЛ). Участники шествия прошли по улицам города с плакатами, на которых можно было прочитать на трёх языках – русском, латышском и английском – требования остановить лингвистический геноцид в Латвии.
С 25 августа по 1 сентября 2018 года в Смоленском государственном университете при поддержке фонда «Русский мир» проходили курсы повышения квалификации по русскому языку «Русский язык в зеркале межкультурной коммуникации» для представителей Австрийской ассоциации учителей русского языка и литературы.
7 и 8 сентября 2018 в Северном Вермонтском университете – Линдон (Вермонт, США) при поддержке фонда «Русский мир» прошла Международная научная конференция «Читая Солженицына», посвящённая 100-летнему юбилею писателя. Конференция в штате Вермонт проводится не случайно: в городе Кавендиш художник жил и работал более 18 лет. Именно здесь он обдумывал и писал роман-эпопею «Красное колесо».