RUS
EN
 / Главная / Публикации / Андрей Дементьев: «Я отлучаюсь часто в небо»

Андрей Дементьев: «Я отлучаюсь часто в небо»

Анна Генова28.06.2018

26 июня перестало биться сердце человека, с которым связана история советской и российской поэзии, издательской и общественной деятельности, –Андрея Дементьева. Ему было 89, меньше месяца не хватило дожить до юбилея. Дементьева знали все – музыканты, поэты, писатели и издатели, общественные деятели и политики. И, конечно, народ страны, которую он воспевал всю свою долгую и интересную жизнь. 
 
«Поэзия всегда людей объединяла»

Всего два года назад Андрей Дементьев выступал в одном из самых знаменитых концертных залов всего мира — нью-йоркском Карнеги-холле. Читая свои старые и новые сочинения, он утверждал: «Поэзия всегда людей объединяла». Поэт отвечал на вопросы зрителей, вспоминал интересные случаи из прошлого и, конечно, делился творческими планами. Дементьев сказал своим российским соотечественникам то же, что он говорил много раз и в других странах: напряжённую политическую обстановку в отношениях между Россией и западными странами может «излечить» только искусство.

Андрей Дементьев. Фото: qostanay.tv

Стихи Дементьева запали в душу русским людям более полувека назад. С тех пор было издано более полусотни его поэтических сборников, среди которых «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Я живу открыто», которые выдержали несколько десятков переизданий многотысячными тиражами.

Ещё будучи студентом Литинститута Андрей Дементьев написал такой стих:

Я ненавижу в людях ложь
Она порой бывает разной:
Весьма искусной или праздной
И неожиданной, как нож.

(«Я ненавижу в людях ложь», 1950)

Дементьев всю жизнь придерживался принципов, точно и прямо обозначенных в студенческие годы. Сын репрессированного по ложному обвинению агронома, Андрей не мог поступить ни в один московский вуз и пошёл в Калининский (ныне Тверской) пединститут. Но лира благоволила – начинающий стихотворец был рекомендован несколькими поэтами и всё-таки принят в московский Литинститут. 

По окончании института пришлось всё же из Москвы уехать. Дементьев начал свою журналистскую карьеру в сельхозотделе «Калининской правды», так же, как и его будущий шеф по «Юности», писатель Борис Полевой. 

В скором времени Дементьев начал сотрудничать с другими местными газетами, а дальше попал в Облком. В 1967 году он совершил «рывок», переехав в Москву в качестве сотрудника Центрального комитета ВЛКСМ, пока местная молодёжь, наслаждаясь остатками оттепели, отплясывала твист и буги-вуги. Евтушенковское «Я делаю себе карьеру тем, что не делаю её» никак не совпадало с планами Дементьева, а либерально настроенные современники не были в восторге от такого конформизма. Однако у Дементьева была своя цель: при первой же возможности он стал поддерживать молодых, альтернативных и не принятых в официальных литературных кругах литераторов. 

«Юность»

Чем был этот журнал в советские времена? Единственным литературно-художественным журналом для молодёжи. В «Юность» Дементьев пришёл в 1972 году к своему наставнику ещё со времен Литинститута, знаменитому писателю Борису Полевому, сразу на должность замглавного редактора. Через десять лет Бориса Николаевича не стало, и Андрей Дементьев стал главным редактором. На этой должности он проработал ещё десять лет, до 1993 года. 

В те времена быть напечатанным в журнале значило очень много для молодых литераторов. В перестройку тираж «Юности» составлял 3.3 млн экземпляров. Именно тогда Дементьев рискнул печатать прежде запрещённую литературу, связанную с репрессиями, а также искал новых интересных авторов. 

Противореча логике обывателя, Дементьев  не старался заполнить журнальные полосы своими стихами – «некогда было», позже пояснял он. Владимир Войнович вспоминает, что «Дементьев как редактор давал ход таким вещам, что у некоторых дух захватывало от его смелости. Несмотря на противодействие и нападки. Но он выдерживал эту линию свободы, несмотря ни на что»

Мы на земле живем нелепо! 
И суетливо... Потому 
Я отлучаюсь часто в небо,
Чтобы остаться одному. 
Чтоб вспомнить то, что позабылось, 
Уйти от мелочных обид, 
И небо мне окажет милость — 
Покоем душу напоит

(«Мы на Земле живём нелепо!», 1996)

Журнал, несмотря на жёсткие цензурные нападки, печатал главу за главой «Ивана Чонкина». Дементьев давал шанс напечататься и Виктору Ерофееву, творчество которого, по признанию самого писателя, главреду было не близко. 

Андрей Дементьев и Владимир Войнович в редакции журнала «Юность». 1990 г.

Журнал стал своеобразной творческой лабораторией молодых, тогда ещё неизвестных поэтов и писателей, многие из которых в 1970–80-е годы находились в андеграунде, и Дементьеву приходилось отстаивать с большим трудом некоторых из них. Например, Виктор Некрасов поверил, что его напечатают только, когда Андрей Дмитриевич прислал ему вёрстку номера. Братья Стругацкие, Борис Васильев, Василий Аксёнов, Фазиль Искандер, Андрей Вознесенский, Леонид Филатов, Юрий Поляков были опубликованы при непосредственном участии Дементьева. 

Он давал дорогу другим совершенно честно и справедливо. Да и сам он не был обижен вниманием и почестями – к тому времени выпустил более половины всех своих поэтических сборников. Например, его сборник «Азарт» был удостоен Государственной премии СССР. 

«Поэт в России – больше чем поэт»

Эти строчки принадлежат Евтушенко, но относятся ко многим – Вознесенский, и Рождественский, и Дементьев были больше чем поэтами. Их выступления собирали стадионы, их стихи звучали в песнях и кинофильмах, они были героями эпохи. Конечно, Евтушенко публиковался в «Юности», но иногда его стихи Дементьев снимал с печати. У них были сложные отношения, но в конце жизни улучшились, выровнялись. Дементьев говорил: «Вот остался Евтушенко один из пятерых – Булат Окуджава и Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский и Роберт Рождественский ушли». Когда год назад не стало Евтушенко, Дементьев написал: «Я горд, что в последние годы мы дружили. Он для меня был, есть и остаётся великим поэтом российским».

Поэзия Дементьева оказалась очень «удобной» для композиторов. Такие песни, как «Отцы, не оставляйте сыновей» в исполнении В. Толкуновой, «Яблоки на снегу» в исполнении Михаила Муромова, «Люблю тебя» в исполнении А. Герман, «Баллада о матери», спетая и С. Ротару, Л. Лещенко, и многие другие стали популярными в одночасье. В списке композиторов, постоянно сотрудничавших с Дементьевым, – Арно Бабаджанян, Павел Аедоницкий, Евгений Мартынов, Оскар Фельцман, Раймонд Паулс. Мало кто знает, что Дементьева в школе называли Серёжа Лемешев. Певческий талант был им унаследован от мамы и деда. Андрей даже поступил в музыкальное училище на вокальное отделение. Но поэзия «перевесила». 

Вторые сутки
Хлещет дождь.
И птиц как будто
Ветром вымело.
А ты по-прежнему
Поёшь, —
Не знаю,
Как тебя по имени.

(«В саду», 1977)

Журналистская деятельность распространилась на телевидение. Когда в начале 1990-х многие уехали в Израиль, Андрей Дмитриевич тоже поддался общему настроению. «Еврей по жене», он прожил в стране несколько лет и заведовал там бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. Вернувшись через несколько лет, Андрей Дементьев с новой силой принялся не только за журналистскую, но и за общественно-политическую деятельность. 

Вообще Дементьеву было свойственно работать сразу над несколькими делами. Был депутатом Моссовета, кроме того, секретарем в Союзе писателей СССР, числился в Госкомиссии Литинститута, первым заместителем председателя Международного общественного фонда «Российский фонд мира», председатель ассоциации Тверских землячеств.

Андрей Дементьев на конференции «Русский мир: настоящее и будущее»

Андрей Дмитриевич также активно сотрудничал с фондом «Русский мир», не раз участвуя в организованных фондом акциях, встречах и дискуссиях. Он выступал в защиту чистоты русского слова, критикуя снижение общепринятых языковых норм и наступающее невежество. «Не буду называть имени небезызвестного писателя, но на излёте 70-х он в "Юность" принёс свою рукопись. Спорная, талантливая вещь, достойная прочтения, если бы не один момент – там сплошь был мат-перемат. Я её завернул. Редактор, лоббировавшая того писателя, в чём только меня не обвиняла. Я не выдержал, спросил её: "Слушай, тебе самой не противно? Ты же женщина". Она ответила искренне: "Нет". Вот где-то здесь, когда грамотный и считающий себя культурным человек полагает нормальным ввернуть матерное слово в публичном пространстве, и берёт начало агрессия невежества», – так объяснял он свою позицию.


Андрей Дементьев получил, возможно, рекордное количество премий и наград от советского и российского правительства. В одном интервью, где его представили как поэта и телеведущего, Дементьев прибавил: «Член Общественной палаты». Он всегда подчеркивал, насколько ему была важна эта деятельность, – и словом и делом Дементьев 40 лет принимал активное участие в общественно-политической жизни страны.

Мы прощаемся с Андреем Дементьевым – журналистом, общественным деятелем, в первую очередь всё-таки поэтом. И напоследок – его стих «Мираж», написанный в 1981 году.

Гроза над морем отгремела.
И солнце растопило тьму.
Куда исчез твой парус белый?
Опасно в море одному.
А с этой отмели песчаной
Лишь даль прохладная видна.
И тихой музыкой прощальной
Звучит над отмелью волна.
Я поплыву искать твой парус
На этом стареньком челне.
И если я с волной не справлюсь,
Не думай плохо обо мне.

Также по теме

Новые публикации

Лингвистическая эйфория, охватившая все государства постсоветской Центральной Азии более четверти века назад, принесла «неожиданные» результаты: национальные языки оказались не в состоянии возместить функции уходящего из региона русского языка, в той или иной мере спровоцировав синдром языкового дискомфорта. Сильнее его только национальные чувства, задающие векторы языковой политики.
Существует народная дипломатия, а есть ещё культурная. Знаменитый поэт Серебряного века Игорь Северянин, проживший в Эстонии более 20 лет, и сегодня почитается в этой прибалтийской стране, несмотря на все политические разногласия. Спектакли о Северянине, своими переводами и концертами открывшего эстонскую поэзию миру, ставятся в центральных театрах Таллина. Северянинские поэтические вечера проходят под аккомпанемент военного оркестра Эстонии, а в парках можно обнаружить таблички с русскими четверостишиями поэта.    
Русский язык у современной азербайджанской молодёжи чрезвычайно востребован, – уверен ведущий азербайджанский русист, руководитель национального методического совета по русскому языку и литературе Асиф Гаджиев. В беседе с корреспондентом «Русского мира» он рассказал о том, почему после распада Советского Союза владение русским языком в Азербайджане по-прежнему является важной составляющей культуры и всемерно поддерживается на государственном уровне.
В 2020 году в Москве планируют открыть Центральный музей российского казачества – его созданием активно занимаются сотрудники Государственного исторического музея (ГИМ). К работе подключилось Минкультуры РФ, казачье общество «Центральное казачье войско», Совет при Президенте РФ по делам казачества.  Почему встал вопрос о создании такого музея и что ждёт его посетителей, рассказал директор ГИМа Алексей Левыкин.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге была расстреляна семья царя Николая II и несколько их приближённых. Расстрел был совершён по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов во главе с большевиками. Непосредственно руководил расстрелом член Совета Яков Юровский. Вот его рассказ о тех событиях, простой и жуткий.
Всё хорошее когда-нибудь подходит к концу. Наш чемпионат мира по футболу завершён. «Наш» здесь – не оговорка. Целый месяц внимание даже обычно далёких от футбола россиян было приковано к событиям мирового первенства. И вряд ли найдётся много тех, кто хоть немного не переживал за нашу сборную в драматические минуты игр с Испанией или Хорватией.
Самой красивой деревней России этим летом признали село Большой Куналей в Бурятии. Третий год премию вручает ассоциация «Самые красивые деревни России». Прежним  победителям звание «самая красивая» принесло приток туристов, статьи в большой прессе и даже побратимские связи с красивыми селами – коллегами из-за рубежа.
Переменчивая эстонская погода не отпугнула в минувшие выходные преданных друзей международного музыкально-фольклорного фестиваля-ярмарки «Цветок папоротника» (бывший «Славянский свет»), а разнообразие программы привлекло на фестивальные площадки и новых зрителей.