RUS
EN
 / Главная / Публикации / «Я – солдат русского балета»

«Я – солдат русского балета»

Сергей Виноградов08.10.2018

Кристина-Мария Телеман (по мужу – Беляева) открыла балетную студию в Череповце после большой карьеры в театрах и цирках Германии, Румынии и Голландии. За пять лет работы студии воспитанницы Кристины-Марии становились лауреатами международных и всероссийских конкурсов. Рассказываем, как уроженка Румынии влюбилась в русский балет и переехала в Россию, следуя за своим призванием.

- В детстве, занимаясь в балетном классе в моем горном румынском городке, мы смотрели на русский балет как на чудо, говорит Кристина-Мария. – И я рада, что у меня есть возможность внести свою лепту в развитие этого чуда. Я – солдат русского балета, и готова служить ему в меру сил.

Фото Анастасии ТашевойРусский коллектив под руководством румынской преподавательницы ставит спектакли по Чайковскому и Прокофьеву, оставаясь верным традиции. И радует своим искусством зрителей вологодской глубинки, которым нечасто удается увидеть балет на сцене. Но уже сейчас коллектив с волнением готовится к своей первой поездке за границу – весной их ждёт Италия.

В румынском танцклассе

Пять лет назад, впервые с девятилетнего возраста покончив с разъездной жизнью, Кристина-Мария решила пойти преподавать. «Это естественно, – говорит она. – Я всю жизнь работала, училась чему-то и теперь надо это отдавать».

В отдел кадров череповецкой спортивной школы она пришла со всеми своими дипломами, наградами международного образца и идеей организовать балетную студию. Там артистку европейской сцены приняли благодушно и дали детскую группу. Так появилась студия «Арт-классик», в которой сейчас занимаются более тридцати девочек разного возраста.

Фото Анастасии ТашевойВ русский балет Кристина-Мария влюбилась в детстве, его часто показывали по телевизору.

- Скажу честно, тогда я не воспринимала русских артистов балета как обычных людей, которых я могу встретить на улице, – говорит она. – Мне они казались неземными созданиями – высокие, статные, а эти движения! Было ощущение, будто они парят в воздухе, не касаясь земли. Мои коллеги по балету, в какой бы стране я ни работала, считали, что так, как русские, танцевать больше никто не может. Все хотят, но ни у кого не получается. Это было общее мнение в нашей среде. Для нас русские балерины всегда были примером, а хореография Большого театра и других российских театров – учебным пособием. В моей Румынии балерины рвутся выше и выше, но попадают в местный театр и достигают потолка. А в России этого потолка нет, понимаете?

«Конечно, я никогда не могла себе представить, что когда-нибудь буду обучать балету русских детей. Как могу, внушаю им, что балет – это национальное достояние России, которого нет больше нигде. И они должны делать всё, чтобы его сберечь и развить».

Её путь на большую балетную сцену был непростым. Кристина-Мария родилась в горном румынском городке Пьятра-Нямц, отец был металлургом, а мать бухгалтером. «В балете я всю жизнь, с трёх лет, мама в кружок отдала, потому что я бойкая была, – вспоминает она. – После кружка поступила в профессиональную школу балета в Клуж-Напока, это известная школа в Румынии. Там интересная история произошла. К маме пришел мой преподаватель и сказал, что мне нужно поступать в Клуж-Напоку, а мне тогда всего-навсего девять лет было. Мама была против – единственный ребенок у неё, маленький совсем, и уедет. Но преподаватель проявил твердость, сказал – если вы не повезёте, я сам увезу, собирайте её вещи. Мама сдалась, отвезла сама. И так с девяти лет я живу самостоятельной жизнью».

- 1990-е годы не только для вас были тяжелыми, – продолжает балерина. – У нас в Румынии тогда тоже было несладко. Я мечтала о балете, большой сцене, но жить тоже как-то нужно было. В 18 лет после окончания балетной школы я пошла в театр оперы и балета города Брашов, но отработала там недолго – уехала за границу. Залы были полупустые, людям было не до балета, все гонялись за деньгами. Мужчин-артистов в театре был жуткий дефицит. Мы играли, в основном, для школьников. А постановки были неплохие, классику хорошую ставили».

Фото Анастасии ТашевойПотом была работа ассистенткой знаменитого иллюзиониста в Германии и в цирковом кордебалете в Голландии, где Кристина-Мария и встретила мужа из России. «Как познакомились? Он акробат, приехал по линии Росгосцирка работать в Голландию, там артисты со всего мира работают, – рассказывает она. – Мы не могли не познакомиться, потому что всегда вместе – на репетициях, выступлениях, после шоу. Общались по-английски, хотя он мало говорил. Но достаточно было, чтобы мы стали парой».

Через год контакт окончился, артисты разъехались по домам. Делать предложение русский акробат приехал в родной город Кристины-Марии и на ломаном английском попросил у её матери руку дочери. Кристина-Мария сказала избраннику «да», хотя понимала, что придется кардинально изменить свою жизнь. «Я знала, что он никогда не бросит свою страну», – говорит она. А Россия в начале нулевых, при всей любви румынки к русскому балету, казалась ей пострашнее циркового тигра.

Шанс для каждого

Кристина-Мария признаётся – думала, что в России увидит повсеместный культ балета со школьными уроками у танцевального станка, с обилием студий, балетных школ и огромным конкурсом в них. Но реальность оказалась иной. «Меня удивляет, что многие в России не любят балета, мало знают о нём», – говорит она.

Фото Анастасии ТашевойРаботая с детьми по стандартам русского балета, Кристина-Мария сознательно нарушает их в одном – практически не обращает внимания на природные данные и принимает всех. Говорит, что желание танцевать важнее врождённых параметров, а шанс нужно дать всем. В её группе занимаются многие из тех, кому отказали в других студиях. Не станут артистами – пусть, зато станут разносторонними увлечёнными людьми. «Беру всех, а остаются единицы, потому что настоящий балет требует каторжного труда, – рассказывает она. – Не зря говорят, что балет – это маленькая армия. Все удивляются тому, что у меня дети нестандартные. Так я и сама нестандартная, меня бы в детстве в русский балет не взяли. В нашей местности, в Румынии, большинство людей невысокого роста. В России высокорослых больше, даже визуально. Да и выбор гораздо больше – страна огромная, много людей живёт».

Азбука и Чуковский

Кристина-Мария отлично говорит по-русски – слёту понимает сложные предложения с деепричастными оборотами и крылатые выражения, иностранку в ней выдает разве что лёгкий акцент. Но русский язык давался, пожалуй, ещё сложнее, чем русский балет. А в 2001-м году, когда румынка впервые оказалась в Череповце, по-русски она не говорила совсем.

- Чтобы выучить язык, много смотрела телевизор, ходила по магазинам, прислушивалась, – рассказывает она. – Потом наступил такой период, когда я, вроде собачки, всё понимала, но ничего не могла сказать. Ко мне подходили люди, что-то говорили, я кивала, а потом сообщала: “Я не говорю по-русски”. Многие думали, что я издеваюсь».

Фото Анастасии ТашевойСейчас она и пишет по-русски неплохо, почти без ошибок. Да и те, которые есть, связаны с падежами и склонениями. Письменному языку здорово помогли детские азбуки, по которым она занималась вместе со своими детьми, которые родились уже в Череповце. Маршака и Чуковского Кристина-Мария читала по слогам вместе со своими крохами, радуясь тому, как буквы складываются в слова. А когда дети стали школьниками, дотошная мама прошла вместе с ними и русскую школу – вместе за учебниками сидели.

- Старшая поступила в Москву в цирковое училище, по стопам папы пошла – в акробатику, а сын школьник, – с гордостью говорит Кристина-Мария. Румынская мама Кристины-Марии в Россию пока так и не собралась. Но внуков видела, они время от времени приезжают в Румынию.

Сейчас самый нестандартный, но самый страстный детский балет Вологодской области «Арт-классик» репетирует номера для поездки в Италию, где будет представлять Россию. А там, может быть, когда-нибудь и в Румынии выступят, чтобы учителя Кристины-Марии увидели. Вот бы мама порадовалась – дочка добилась своего.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

С 13 по 16 декабря в Рязани проходит форум неправительственных организаций молодых соотечественников «Made in Russia», в котором принимают участие лидеры молодёжных объединений из почти 50 стран всех регионов мира. В работе форума также принимает участие фонд «Русский мир»
В начале декабря в Сочи прошёл V Международный педагогический форум. Одна из его секций была посвящена развитию детского чтения. О самых интересных школьных практиках, которые там обсуждались, рассказывает руководитель секции профессор РГПУ им. А. И. Герцена Татьяна Галактионова.
Соотечественники в Риге отметили 70-летие Всеобщей декларации прав человека. Там прошла конференция балтийских правозащитников с участием представителей Латвии, Литвы, Эстонии и России. И хотя повод был вроде бы радостный – юбилейный, но большинство участников с тревогой и сожалением говорили о нарастающем кризисе в сфере прав человека в своих странах.
«Мы любим вас, русские…» – такое признание, да ещё от совершенно незнакомых людей Елена Сташевская с сыном никак не ожидали услышать в Германии. Чем же заслужили его гости из России? Ответ на этот вопрос лежит во временах более чем полувековой давности, когда возле небольшого немецкого села Сихра героически погиб её отец майор Владимиров.
«Перекрёстный» Год культуры России и Японии подходит к концу. Сотни мероприятий прошли не только в столицах и городах-миллионниках, но и в удалённых от Москвы и Токио регионах. Российскому Тамбову и японской Тамбе 2018 год запомнится надолго – в этом году родилось общество дружбы и сотрудничества «Тамба – Тамбов». Они нашли друг друга благодаря созвучию названий, но, познакомившись ближе, нашли у себя много общего.
11 декабря исполняется 100 лет со дня рождения писателя,  публициста, общественного деятеля Александра Солженицына. Известная французская переводчица с русскими корнями Анн Колдефи-Фокар более 30 лет своей жизни посвятила переводу его романа «Красное колесо». И сегодня у неё есть надежда, что и к роману, и к самому писателю ещё вернутся.
8 декабря в Риге, Даугавпилсе и Резекне прошли первые, пилотные, уроки, организованные Санкт-Петербургским государственным университетом и латвийской общественной организацией «Славия». В рамках этого образовательного проекта для соотечественников – учащихся старших классов в интерактивном режиме организовано преподавание истории России, русского языка и литературы.
На мировом рынке образовательных услуг Россия сегодня, по оценкам экспертов, занимает 5-6 место. К 2025 году число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек – это предусмотрено государственной приоритетной программой «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Доходы от обучения иностранных студентов должны достичь почти 400 миллиардов рублей.