RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русское письмо: буквы, которые помнят историю

Русское письмо: буквы, которые помнят историю

Светлана Сметанина22.03.2019

Фото: st-tatiana.ru

Чтобы изучать историю русского письма, не нужно идти в музей или архив – достаточно внимательно посмотреть на сами буквы. И обнаружить, к примеру, как в одной букве сплетаются древнегреческие, латинские и славянские мотивы. Но тайны письма этим не исчерпываются. Доказано, что письмо перьевой ручкой необходимо человеку – для здоровья и развития творческого потенциала. Может, поэтому сегодня такой интерес к древнему искусству каллиграфии?

Устав, полуустав, скоропись

Русское письмо очень молодое – по меркам истории письма. Оно известно с IX века, когда христианские проповедники Кирилл и Мефодий создали старославянскую азбуку, взяв за основу греческий алфавит. Тем не менее, краткая история нашего письма оказалась очень насыщенной и интересной. «Такая конфигурация ни у кого больше не встречается. У греческого и латинского письма проходят долгие века, пока буквы как-то “устаканиваются”, пока определяется система – слева направо или справа налево оно будет идти, какая будет форма отдельных букв. У нас этой фазы не было, потому что получили всё сразу от греков», рассказал научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова (РАН), основатель Школы исторической каллиграфии кандидат филологических наук Андрей Санников. Вместе со своим соавтором художником-каллиграфом Юрием Ковердяевым он представил книгу-альбом «Русское письмо. История букв и каллиграфия».

Поначалу Кирилл и Мефодий создали глаголицу, но это оказалось не очень удобно. И тогда их преемники взяли за основу греческий алфавит. Так наше письмо унаследовало традицию многовекового греческого письма.

Самобытность русского письма проявилась позднее, когда началась адаптация под звуки славянской речи. С приходом Петра Первого появилась ориентация на европейское письмо – оттуда приходят особые формы букв. И в результате появляется очень интересный и своеобразный вид письма. «С точки зрения историков письма мы можем сказать – как здорово, что всё сложилось именно так. Получилось очень богато и самобытно», уверен Санников.

Санников А.В., Ковердяев Ю.И.: Русское письмо: История букв и каллиграфия. М.: Институт наследия, 2017.М.: Институт наследия, 2017.

И самое удивительное, что буквы на самом деле всё помнят. Например, буква г бывает в виде «кочерги», а бывает в виде «червячка». Почему так? А это спасибо скорописи. Буква д бывает с ножками, а бывает с выносным верхним или нижним элементом. И в этих формах вся история. «Ножки» у буквы д помнят, что они родом из Древней Греции. Если же она пишется с верхним надстрочным элементом – это «привет» из Европы.

Интересно, что сегодня наш алфавит и латинский сближаются – многие буквы выглядят и пишутся одинаково. «В Средние века такого не было. Если попробовать написать полууставом, например, по-немецки, у нас это не получится, потому что отсутствуют какие-то знаки. И также если по-русски писать готикой, получится красивое седло на красивой корове», уверен Юрий Ковердяев.

Кстати, происхождение многих наших букв пока остаётся белым пятном. Когда Кирилл и Мефодий создавали азбуку для славян, они обнаружили, что у славян гораздо больше звуков, чем в греческом языке. «Даже сейчас мы не можем точно сказать, сколько букв было в славянском алфавите. Знаем, что больше 43, но меньше 48. Это из-за того, что было немало букв, состоящих из двух знаков. Сейчас у нас осталась такая буква ы – мягкий знак и палочка», – добавляет Ковердяев.

Кроме того, в греческом языке не было шипящих звуков. Надо было срочно выдумывать для них графический эквивалент. Также появилось много йотированных знаков с буквой i в начале. С тех пор у нас осталась одна такая буква – ю.

В книге «Русское письмо. История букв и каллиграфия» авторы собрали основный материал о том, как писали у нас на Руси и показали, как это письмо поэтапно развивалось. Сначала был традиционный устав – каллиграфический шрифт, который соответствовал греческому унциалу, спустя 300 лет появился полуустав. В дальнейшем, когда шло ускорение письма (надо было писать больше и быстрее), появляется скоропись.

Грамота патриарха Никона, XVII в.

Чтобы погрузиться в историю русского письма, не обязательно идти в музей или архив. Достаточно просто внимательно посмотреть на современные буквы. Занятие каллиграфией – не просто модное хобби, оно может помочь заглянуть в историю нашего алфавита и букв, уверены Андрей Санников и Юрий Ковердяев.

Что написано пером…

Кстати, о каллиграфии. Сегодня к этому виду древнего искусства красивого письма проснулся большой интерес. Может быть, эта потребность что-то писать пером возникла не просто так, а в ответ на масштабное проникновение гаджетов в нашу жизнь?

Ещё недавно казалось, что хотя бы в сфере бытовых записок для себя – «не забыть купить хлеб и зайти в химчистку» –ручное письмо будет использоваться. Но сейчас даже эти напоминания проще набрать у себя в телефоне. И порой люди уже месяцами ничего не пишут от руки, разве что подписи ставят. У них просто нет в этом необходимости.

Но оказывается, с отказом от ручного письма мы многое теряем в нашей жизни. Педагогам известно, что для развития письменной грамотности у человека должны быть задействованы три канала: слух, зрение, рука. Но также имеет значение – чем именно воспользуется рука для написания букв.

Фото: 35.rodina.news

Более 30 лет назад доктор медицинских наук профессор Владимир Базарный провёл исследования, в которых доказал, что отказ в советских школах от перьевых ручек и повсеместный переход на шариковые привёл к серьёзным проблемам со здоровьем у детей.

По убеждению профессора Базарного, большинство болезней, сопровождающих взрослого человека, берут свое начало в школьном возрасте. Он разработал специальную систему здоровьесберегающего обучения, при которой не нужны дорогое оборудование, бассейны и тренажеры. Достаточно хотя бы заменить прямые парты наклонными, а также конторками для работы стоя, а шариковые ручки — перьевыми. За одно это детский организм отблагодарит здоровьем позвоночника и сердечно-сосудистой системы.

Оказывается, процесс овладения письмом – гораздо более сложный и трудоёмкий, чем даже обучение игре на музыкальном инструменте. И когда ребёнок учится писать перьевой ручкой, у него вырабатывается автоматизм, не противоречащий его природе – усилия (нажим) чередуются с расслаблением (отрывом ручки от бумаги).

Шариковая ручка такого естественного отдыха организму не даёт, поскольку письмо получается безотрывное. В результате организм ребёнка оказывается в постоянном напряжении в процессе письма, не получая расслабления. Такое длительное напряжение в свою очередь приводит к проблемам не только в осанке, но и сердечно-сосудистой системе. Согласно исследованиям Базарного, в контрольных группах детей, которые год писали шариковыми и перьевыми ручками, у первых выявилось на 37% больше различных заболеваний.

Сегодня занятия каллиграфией рекомендуют даже врачи. Доказано: когда человек выводит красивые буквы, он полностью успокаивается, а частота его пульса снижается. Вот таким неожиданным образом вчерашняя история становится сегодняшним терапевтическим средством для уставшего от бурного ритма жизни горожанина. Почему бы не бороться с последствиями стресса с помощью каллиграфии? К тому же это очень красиво. 

Также по теме

Новые публикации

130 лет назад родился прославленный русский авиаконструктор, философ и визионер Игорь Иванович Сикорский. Именно он разработал те самые системы, которые сейчас используются, например, в современных вертолётах президентов США и России. Действительно, наследие знаменитого авиаконструктора, создавшего первый в мире бомбардировщик, четырёхмоторный самолёт и одновинтовой вертолёт, является предметом нашей национальной гордости.
Более 80 проектов стали победителями IV Всероссийского конкурса социокультурных проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл», который проводит Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Лауреаты уже получили возможность разработать проекты совместно с ведущими экспертами России, теперь же им выделят средства на реализацию задуманного.
«Литература спасёт мир» – именно с этих слов открылась международная программа фестиваля «Литература Тихоокеанской России» (ЛиТР), проходившего во Владивостоке с 16 по 18 мая. Фестиваль уже во второй раз собрал поэтов, писателей, филологов, переводчиков и издателей из Вьетнама, Китая, Республики Корея, Франции и Японии. Его международная программа была подготовлена Дальневосточным филиалом фонда «Русский мир».
20 и 21 мая Российский дом науки и культуры в Берлине стал местом проведения региональной конференции организаций российских соотечественников стран Европы «Русскоязычные диаспоры Европы за сотрудничество». Оргкомитету конференции, возглавляемому председателем КСОРС Германии Ларисой Юрченко, удалось привлечь к участию в конференции руководителей национальных координационных советов российских соотечественников из 35 стран.
25 фестиваль Artigiano e Palazzo («Художественные промыслы и дворцы») состоялся во Флоренции в минувшие выходные. 25-й, юбилейный, проект посвящён благотворительному сбору средств на срочное восстановление и сохранение великого культурного и художественного наследия русской диаспоры, проживавшей во Флоренции в XIX – XX вв.
16 мая 2019 года на факультете государственного управления Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова состоялось пленарное заседание XVII Международной конференции «Государственное управление: Россия в глобальной политике». С докладом, посвящённым анализу мировой системы и месту России в глобальном мире, на пленарном заседании выступил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
В редакцию сайта «Русский мир» пришло письмо от прихожан стокгольмского православного храма Преображения Господня. Этот русский храм, ведущий свою историю с XVII века, сегодня переживает трудные времена. Неожиданно для прихожан он перешёл под юрисдикцию Болгарского патриархата. А тех, кто с этим не согласен, нынешний настоятель храма исключил из прихода. Прихожанка храма, преподаватель русского языка Светлана Парминг рассказала об истории православного храма и описала, что сегодня происходит в Свято-Преображенской церкви.
Русская художница Татьяна Каззи работает над проектом по совмещению росписей австралийских аборигенов с гжелью и хохломой. Уроженка Калининграда прожила на зелёном континенте почти четверть века и одной из немногих иностранок удостоилась права изучать искусство коренного народа Австралии у потомков аборигенов. В планах Татьяны Каззи расписать русские матрёшки кенгуру, змеями, птицами и другими символами австралийских аборигенов.