RUS
EN
 / Главная / Публикации / «Такие вещи безнаказанными не остаются». Россия подаст в суд из-за сноса воинского мемориала в Польше

«Такие вещи безнаказанными не остаются». Россия подаст в суд из-за сноса воинского мемориала в Польше

Редакция портала «Русский мир»16.04.2019

На круглом столе, состоявшемся 15 апреля в фонде «Русский мир», обсуждалась судьба захоронения советских солдат в небольшом польском городке Тшчанка. Ещё в 1945 году здесь в братской могиле были захоронены останки 56 воинов Красной Армии, над могилой установлен величественный мавзолей. В сентябре 2017 года местные власти варварски снесли этот мемориал. Не только в России, но и в Польше эти действия вызвали возмущение.

После Великой Отечественной войны в Польше было установлено несколько сотен «Памятников благодарности». Так называли мемориалы солдатам и офицерам Красной Армии, погибшим за освобождение страны от фашистов. После того, как в начале 90-х годов многие памятники были снесены, правительства двух стран подписали в 1994 году соглашение «О захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий». В 1997-м был составлен реестр из более чем полутысячи памятных мест, подлежащих защите государства. Однако история с массовым сносом советских памятников повторяется.

Разрушенный мавзолей в Тшчанке. Фото: trzcianka.pl

В 2017 году Польский сейм принял поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма, предусматривающие снос мемориалов в честь Красной армии как «прославляющих коммунизм». Польский Институт национальной памяти даёт рекомендации местным властям, какие памятники стоит снести в первую очередь.

Не только в России, но и у многих людей в Польше это вызывает возмущение. На протяжении многих лет в стране действует общественная организация «Содружество “Курск”», члены которой ухаживают за советскими воинскими кладбищами и монументами, участвуют в работе военных археологов. По информации «Курска», в стране из 1000 памятников советским воинов на сегодня осталось всего порядка 40.

На круглом столе, состоявшемся 15 апреля в Москве, в здании фонда «Русский мир», руководитель организации Ежи Тыц рассказал о том, как «Курск» борется за уважение к памяти павших советских солдат в польском городке Тшчанка (Великопольское воеводство).

Мавзолей до разрушения. Фото:  Wikimedia

Ещё в 1945 году здесь в братской могиле были захоронены останки 56 воинов Красной Армии. Над могилой был установлен величественный мавзолей. В 2017 году местные власти варварски снесли этот мемориал. Огромными ковшами экскаваторы громили колонны, дробили плиты и барельефы с советскими символами.

По уверениям польской стороны, которая ссылается на данные своей экспертизы, останков советских солдат под мавзолеем нет – они, якобы, были эксгумированы ещё в 1953 году и захоронены на военном кладбище в Пиле. А значит, мемориал в Тшчанке не является воинским захоронением и не защищается соглашением «О захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий».

Не только в России, но и в Польше эта версия вызывает сомнения.

«Данный случай требует тщательного изучения как польской, так и российской стороной, так как, возможно, речь идёт о нарушении норм соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 года и условий Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 года, –  заявил во время круглого стола Ежи Тыц. –  По нашему мнению, воевода нарушил закон, вычеркнув захоронение из реестра кладбищ на основе археологических исследований, которые не доказали отсутствия останков. Кроме того, воевода не вынес административного решения о вычёркивании могилы из реестра. Таким образом, он заблокировал апелляционный процесс, на который имела бы право заинтересованная сторона – Российская Федерация. Мы выдвинули эти два обвинения в заявлении о совершенном преступлении, адресованном прокуратуре в Познани».

Круглый стол в фонде "Русский мир"

Польские правозащитники уверены: исследования, проведённые польскими властями в 2016 году, требуют перепроверки, поскольку использованный для исследования метод плохо подходит для обнаружения человеческих останков. По словам Е. Тыца, представителями «Курска» были получены фотографии с места раскопок. «Наша эксперт в области археологии и биологии, только посмотрев, сказала: “Это человеческие кости, никаких сомнений”, – рассказал он. – Сейчас никто не знает, где они находятся. Они были сохранены и просто были выкинуты где-то в мусор, так это выглядит».

Кроме того, предоставленные документы 1953 года вовсе не свидетельствуют о том, что эксгумация в Тшчанке была в действительности проведена. Это подтвердил и представитель «Поискового движения России» Антон Торгашев, который рассказал, что по опыту полевых экспедиций в ходе укрупнения воинских захоронений в 50-е годы останки солдат как правило оставались на прежнем месте, а не переносились.

Читайте также: «Нам важна судьба каждого солдата»

Это значит, что польские власти выдали разрешение на уничтожение братской могилы советских солдат неправомерно. Для подтверждения или опровержения этой версии независимого общественного расследования нужно провести новое исследование. Именно на этом настаивают польские правозащитники.

Этот спор касается не только соблюдения или не соблюдения условий межправительственных соглашений, но живых людей – потомков солдат, захороненных в братской могиле в Тшчанке. Ещё накануне сноса мавзолея они обращались к мэру Тшчанки, выражая обеспокоенность планами польских властей. Те, однако, к мнению простых людей, просивших не допустить сноса памятника или, по крайней мере, провести эксгумацию по всем правилам и с оказанием воинских почестей погибшим, не прислушались.

Читайте также: Подвиг над Наревом

Однако общественное расследование действий польских властей в Тшчанке продолжается. Вооружившись экспертизой, проведённой «Курском», родственники погибших теперь могут подать в польский суд и Европейский суд по правам человека, поскольку захоронение было разрушено в нарушение как польского законодательства, так и международных соглашений.

Как стало известно в ходе круглого стола, такой иск уже готовится. Истцами выступят родственники двух солдат, похороненных в Тшчанке, — гвардии сержанта Ивана Спиридонова и гвардии младшего лейтенанта Ивана Черкашина, погибших 27 января 1945 года. Но к ним могут присоединиться и другие. Из 56 солдат, захороненных в Тшчанке, известны имена семнадцати. Представители российского поискового движения просят откликнуться остальных.


Помощь в этом им намерены оказать в Государственной Думе – её пообещали присутствовавшие на круглом столе депутат и сопредседатель «Бессмертного полка России» Николай Земцов и заместитель председателя думского комитета по обороне Юрий Швыткин. «Власти Польши, этого воеводства снесли памятник, подтверждающий, что за их землю погибли советские солдаты. Такие вещи безнаказанными не остаются», – заявила во время круглого стола ещё один депутат Госдумы Светлана Савченко.

Поддерживают эту инициативу и в Минобороны РФ, а также в российском внешнеполитическом ведомстве, которое уже выразило протест Польше в связи со сносом мавзолея, рассматривая эти действия как акт вандализма.

Также по теме

Новые публикации

130 лет назад родился прославленный русский авиаконструктор, философ и визионер Игорь Иванович Сикорский. Именно он разработал те самые системы, которые сейчас используются, например, в современных вертолётах президентов США и России. Действительно, наследие знаменитого авиаконструктора, создавшего первый в мире бомбардировщик, четырёхмоторный самолёт и одновинтовой вертолёт, является предметом нашей национальной гордости.
Более 80 проектов стали победителями IV Всероссийского конкурса социокультурных проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл», который проводит Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Лауреаты уже получили возможность разработать проекты совместно с ведущими экспертами России, теперь же им выделят средства на реализацию задуманного.
«Литература спасёт мир» – именно с этих слов открылась международная программа фестиваля «Литература Тихоокеанской России» (ЛиТР), проходившего во Владивостоке с 16 по 18 мая. Фестиваль уже во второй раз собрал поэтов, писателей, филологов, переводчиков и издателей из Вьетнама, Китая, Республики Корея, Франции и Японии. Его международная программа была подготовлена Дальневосточным филиалом фонда «Русский мир».
20 и 21 мая Российский дом науки и культуры в Берлине стал местом проведения региональной конференции организаций российских соотечественников стран Европы «Русскоязычные диаспоры Европы за сотрудничество». Оргкомитету конференции, возглавляемому председателем КСОРС Германии Ларисой Юрченко, удалось привлечь к участию в конференции руководителей национальных координационных советов российских соотечественников из 35 стран.
25 фестиваль Artigiano e Palazzo («Художественные промыслы и дворцы») состоялся во Флоренции в минувшие выходные. 25-й, юбилейный, проект посвящён благотворительному сбору средств на срочное восстановление и сохранение великого культурного и художественного наследия русской диаспоры, проживавшей во Флоренции в XIX – XX вв.
16 мая 2019 года на факультете государственного управления Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова состоялось пленарное заседание XVII Международной конференции «Государственное управление: Россия в глобальной политике». С докладом, посвящённым анализу мировой системы и месту России в глобальном мире, на пленарном заседании выступил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
В редакцию сайта «Русский мир» пришло письмо от прихожан стокгольмского православного храма Преображения Господня. Этот русский храм, ведущий свою историю с XVII века, сегодня переживает трудные времена. Неожиданно для прихожан он перешёл под юрисдикцию Болгарского патриархата. А тех, кто с этим не согласен, нынешний настоятель храма исключил из прихода. Прихожанка храма, преподаватель русского языка Светлана Парминг рассказала об истории православного храма и описала, что сегодня происходит в Свято-Преображенской церкви.
Русская художница Татьяна Каззи работает над проектом по совмещению росписей австралийских аборигенов с гжелью и хохломой. Уроженка Калининграда прожила на зелёном континенте почти четверть века и одной из немногих иностранок удостоилась права изучать искусство коренного народа Австралии у потомков аборигенов. В планах Татьяны Каззи расписать русские матрёшки кенгуру, змеями, птицами и другими символами австралийских аборигенов.