RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русская хоровая музыка подружила людей в Швейцарии и России

Русская хоровая музыка подружила людей в Швейцарии и России

Марина Охримовская28.05.2019

В этой истории переплелись разные судьбы. Главные события происходят в Цюрихе и Санкт-Петербурге. К ним причастны наши современники и люди, жившие в другое время. И музыка.

Русский хор «Белые ночи»

Русский хор «Белые ночи» создали в Цюрихе в 2003 году несколько любителей музыки. История коллектива, а тем более творческого, зависит от таланта и лидерских качеств руководителя. Более 15 лет «Белыми ночами» руководит хоровой дирижер Яна Василенко. Певица и музыкант, она преподаёт классическое фортепиано, играет на народной колёсной лире, поёт романсы, фолк и рок, увлекается и увлекает других.

Хор "Белые ночи". Фото: schwingen.net

Сейчас уже ясно, что «Белым ночам» сопутствует счастливая звезда. В коллективе более сорока человек. У них различные профессии и судьбы. Кто-то родился и вырос в Швейцарии, другие приехали сюда из разных стран. Родные языки и песенная культура у хористов несхожи. А музыку любят все. Когда голосов много, а мелодия одна, песня получится, если люди умеют слушать друг друга.

– Мы придерживаемся русской классической школы хорового пения, – говорит Яна. – Выбирая репертуар, стараюсь быть внимательной к настроениям, пожеланиям и умениям хористов. Потому что песня поётся легко, когда она от души. К счастью, восторженного и уважительного отношения к музыке нашим любителям не занимать. А регулярные репетиции и большое желание помогают исполнять произведения достойно.

Многие разделяют любовь «Белых ночей» к песне. Хор знают в Европе, России, Армении, Грузии, на Кубе. Он поёт и в камерных залах, и таких больших, как Тонхалле Цюриха и Ледовый дворец Давоса. Людям нравится праздновать Рождество, Новый год, Масленицу с «Белыми ночами». Концерт «Помнить ради мира!» стал данью семейной памяти хористов окончанию Второй мировой войны. Хор – частый участник популярных в Швейцарии благотворительных концертов.

Репертуар у «Белых ночей» богатый, а в его основе — русская музыка: народная и классическая.

– Бывая в России, я захожу в магазины музыкальных инструментов и нотной литературы, – рассказывает Яна Василенко. – Например, в Санкт-Петербурге всегда планирую время для «Северной лиры». В один из таких визитов приметила серию книг. Это была «Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX – начала XX века». Присмотрелась и поняла, что составлена она с большим пониманием и любовью. Работать с таким партитурами очень приятно.

Вступительные статьи об особенностях хорового творчества композитора – на русском и английском, тексты песен – кириллицей и латиницей, кроме того, есть диск с аудиозаписью. То есть музыку можно не только прочесть, спеть, сыграть, но и прослушать в высокопрофессиональном исполнении Петербургского камерного хора под управлением заслуженного деятеля искусств России Николая Корнева. «Бесценно!» – подумала я и купила семь книг.

Уже несколько лет произведения из антологии украшают концерты хора «Белые ночи». Им рукоплескали в разных городах.

А около года назад история получила продолжение в швейцарском Базеле, где живёт актриса и режиссёр, в прошлом ленинградка Мария Тхоржевская. У неё на сегодня почти два десятка книг антологии. Узнав об этом, вдохновенная Яна отправилась за русскими песнями… в Базель. И Мария рассказала ей о своей старинной подруге – собирательнице и хранительнице русской хоровой музыки Елене Дмитриевне Светозаровой.

Елена Светозарова

Елена Дмитриевна Светозарова живёт в Санкт-Петербурге. Родилась она в 1945 году в семье музыкантов. С отличием окончила дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории, а в 1970-м, и тоже с отличием, дирижёрско-хоровой факультет Ленинградской консерватории. Преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории, Институте культуры, в общеобразовательной школе № 636 и руководит школьным хором «Легенда».

Не будет преувеличением сказать, что русская хоровая музыка, светская и духовная, часто очень редкая, почти не издававшаяся, стала жизнью Елены Дмитриевны. Многолетнее служение музыкальному искусству воплотилось в исследованиях, книгах, учениках, многие из которых сами стали хоровыми дирижёрами.

Елена Светозарова

Теория проверяется практикой. Уже четверть века Елена Дмитриевна руководит детским хором «Легенда». Для юных это возможность прикоснуться к шедеврам музыкальной культуры, развить хороший вкус и любовь к музыке. «Легенда» – лауреат международных конкурсов, выступает в России и за рубежом. Лучшие традиции русского хорового искусства, светской и духовной музыки находят новых поклонников благодаря творчеству этого коллектива.

Елена Дмитриевна Светозарова – автор различных научных трудов. Круг её интересов широк, но в основном связан с русским хоровым искусством XIX – начала XX века. Возможно, кто-то ищет такие книги? Даже в их названиях есть музыка. А ведь искусство хранимо бережным отношением к нему. Существенно обогатила мировую музыкальную литературу и «Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX – начала XX века».

Елена Дмитриевна является редактором-составителем антологии и автором всех вступительных статей. Каждая книга серии посвящена творчеству одного из тех композиторов, которые сыграли наиболее важную роль в становлении и развитии русской хоровой музыки. В уникальном издании – все светские хоровые произведения а сарреllа этих авторов, включая те, которые не переиздавались с дореволюционных времен или не издавались вовсе. Это собрание редких русских хоровых жемчужин.

Русские шедевры хорового пения

Русские жемчужины для хора многие годы собирала Мария Филаретовна Светозарова. С 1946 по 1972 годы она преподавала чтение хоровых партитур в музыкальном училище при Ленинградской консерватории, учила студентов дирижёрско-хорового отделения. Нотная библиотека учебного заведения в послевоенные годы была бедна. И Мария Филаретовна по собственной инициативе стала собирать хоровую музыку.

Коллекционирование стало страстью жизни. Внимательно следила за новинками, искала и покупала старые хоровые партитуры, что-то дарили друзья, что-то переписывала своим каллиграфическим почерком или фотографировала в домашних условиях. Постепенно сложилась знаменитая «светозаровская» библиотека, которую и сегодня называют в Санкт-Петербурге среди самых богатых собраний хоровой музыки.

Своими открытиями и находками Мария Филаретовна делилась с учениками – для них, для людей, для больших сцен и переполненных залов, а не для скрытых сейфов, создаются и собираются такие драгоценности. Трепетное отношение к музыке сохранила и наследница этого сокровища, дочь Марии Филаретовны и наша героиня – Елена Дмитриевна Светозарова. Вся её жизнь оказалась посвящена тому, чтобы редкое и ценное стало доступно многим.

Почему надо знать хоровую музыку? Вот что об этом думает Елена Светозарова:

«Копылов! Анцев! – это же устаревшая, сентиментальная музыка, что можно найти в ней в наши дни?». Такие реплики, не подкреплённые чаще всего знанием музыки, к сожалению, можно слышать даже от профессионалов-хоровиков. Да, незатейливая пьеска Альбрехта или Анцева не сопоставима с хоровыми полотнами Танеева. Но это не значит, что музыкой этих композиторов можно пренебрегать. Обращаясь к прошлому, мы никогда не сможем составить полное представление о каком-то историческом периоде или о развитии какого-либо жанра, основываясь на творчестве только композиторов, получивших широкую известность. Для этого нужно основательно изучить творчество всех композиторов, служивших хоровому искусству и участвовавших в создании русского хорового репертуара».

Конечно, профессионал или любитель волен оценить музыкальное явление самостоятельно. Для этого прежде всего потребуется желание знать музыку. Что ещё? Римский-Корсаков, Чайковский, Алябьев, Даргомыжский, Кюи, Рубинштейн, Ипполитов-Иванов, Кастальский, Булычев и другие русские композиторы жили и творили сто лет назад или раньше. Их музыка дошла до нас в партитурах. До поры до времени она как бы спит в нотных знаках.

Вернуть музыке душу

Музыка обретает душу на репетициях и концертах. Мне посчастливилось побывать за кулисами такого таинства. Происходило это в Цюрихе. Русский хор «Белые ночи» готовился к июньским концертам. Хористы разучивали произведения на стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Тютчева и другие. Я заметила, что между хористами и дирижёром есть невидимая связь. А хор очень похож на оркестр, в котором инструменты – люди.

На репетиции хора "Белые ночи". Фото: schwingen.net

Не буду раскрывать все секреты – записывайтесь в хор и делайте открытия сами. Но думаю, что одну тайну вы уже разгадали. В новой программе «Белых ночей» – раритеты из «Антологии русской светской хоровой музыки». Той музыки, которую собирала в городе на Неве семья Светозаровых. Партитуры были изданы. И Яна Василенко нашла их сначала в «Северной лире», а затем в Базеле. Скоро прекрасную русскую музыку мы снова услышим в Швейцарии.

На концерт Русского хора «Белые ночи» приедет в Цюрих сама Елена Светозарова.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

С 26 июня по 3 июля 2019 года в Паланге при поддержке фонда «Русский мир» уже в девятнадцатый раз будет проходить международная летняя школа русского языка и фольклора «Традиция». Каждый год число тех, кто хочет не просто отдохнуть на берегу Балтийского моря, но и приобщиться к народному песенному богатству, попутно совершенствуясь в знании русского языка, всё увеличивается. В этом году здесь соберётся более 150 участников из Литвы, России, Польши, Латвии, Норвегии, Франции, Великобритании, Голландии, Белоруссии, Грузии, Германии, Украины.
Двадцать лет назад Таисия Суворова, журналист по профессии, переехала из российской столицы в столицу Калифорнии. Этот переезд повлиял, конечно, на её профессиональную карьеру, но ничуть не убавил оптимизма и творческого отношения к реальности. В Сакраменто она вместе с единомышленниками создала Русскую библиотеку, превратившуюся в настоящий русский культурный центр.
В ближайшие годы количество иностранных студентов, обучающихся в России, должно быть почти удвоено. Такая цель поставлена в национальном проекте «Образование» на 2019 – 2024 гг. О том, зачем Россия стремится привлекать всё больше иностранных студентов, какие у нас конкурентные преимущества и какие препятствия стоят на этом пути, мы поговорили с президентом «Всемирной ассоциации выпускников высших учебных заведений» России, соучредителем «Ассоциации иностранных студентов» Владимиром Четием.
Если посмотреть на Европу с точки зрения русского культурного наследия, можно обнаружить немало интересного практически в каждой стране. А почему бы не использовать этот материал на уроках русского языка? Вот такое необычное совмещение уроков истории и языка придумали организаторы проекта «Живые языки/живое наследие». О том, что из этого получилось, рассказывает руководитель ассоциации «Россия – Аквитания» (Бордо, Франция) Игорь Жуковский.
8 июня в старинном Торжке в третий раз пройдёт гастрономический фестиваль «У Пожарского в Торжке». Но не только ради русской кухни стоит ехать в Торжок. Расположенный относительно недалеко от Москвы, он тем не менее сумел сохранить очарование и дух старинной России без лубка и новодела. И по сей день центральная часть Торжка выглядит практически так же, как в XIX веке. А на левом берегу реки Тверцы возвышается, как и тысячу лет назад, один из древнейших монастырей Руси – древнее даже Киево-Печерской лавры.
День русского языка отмечают сегодня в России и десятках стран мира. Праздник, который по праву считают своим педагоги, писатели, учёные-языковеды, актёры и режиссёры и представители других творческих профессий, совпадает с днём рождения Александра Пушкина. К этому дню приурочены самые разные события – от вечеров поэзии до квестов и пикников. В Испании, к примеру, откроют выставку пушкинских портретов, в Армении представят экспозицию гравюр, а в Венгрии будут слушать стихи Пушкина на разных языках.
«Наша деятельность, прежде всего, направлена на сохранение живой памяти, основанной на семейных документах, реликвиях и преданиях», – подчёркивает Виссарион Алявдин, председатель Центрального совета Общества потомков участников Первой мировой войны. На протяжении нескольких лет общество ведёт важную работу, возвращая из забвения имена героев забытой войны.
Накануне 220-летнего юбилея А. С. Пушкина в посольстве России в Стокгольме состоялся праздник русского языка. Были подведены итоги и награждены участники проекта «А знаете ли вы Пушкина?», организованного Центральной Ассоциацией учителей русского языка в Швеции CARTS. Финалом проекта стал костюмированный праздник, проведённый в стиле литературно-музыкального салона Пушкинской эпохи.