RUS
EN
 / Главная / Публикации / Под российским триколором. Исторический корабль «Штандарт» отмечает 20-летие

Под российским триколором. Исторический корабль «Штандарт» отмечает 20-летие

Сергей Виноградов19.09.2019

Историческое судно «Штандарт», построенное по чертежам 300-летней давности, отметило 20-летие. Копия первого военного фрегата, построенного Петром I в 1703 году на Балтике, была торжественно спущена на воду в сентябре 1999 года на Орловской набережной Санкт-Петербурга при стечении более чем 40 тысяч человек. За 20 лет «Штандарт» прошёл 167 тысяч морских миль, посетил 127 портов в 17 странах, снялся в десятке фильмов и наряжался в алые паруса для знаменитого петербургского фестиваля выпускников.

«Русский мир» побеседовал с капитаном корабля и автором проекта Владимиром Мартусем об итогах 20-летнего плавания, морских волках и юнгах (за эти годы в команду судна входили более восьми тысяч человек из 27 стран), интересу к истории русского флота в иностранных портах и встречах с российскими соотечественниками, которые считают «Штандарт» кусочком родины.

Живое дерево в мире пластика

– Владимир, где вы сейчас находитесь?

– Стоим в Великобритании, в Саутгемптоне. Тут проходит выставка катеров, яхт и различного оборудования. Всё белое, красивое, дорогое. Организаторы пригласили нас для привлечения публики – взрослых и детей. И у нас каждый день очереди на трап, все хотят посмотреть, изумляются – неужели такое ещё бывает? Этот контраст бездушного пластика и живого дерева бросается в глаза. Рассказываем про корабль, показываем – всё, как и везде. Интерес большой, что не может не радовать.

Владимир Мартусь

– Как отметили 20-летие спуска «Штандарта» на воду?

– К сожалению, мы в день юбилея даже толком остановиться не могли, вышли из Стокгольма, торопились в Саутгемптон – было всего 10 дней, чтобы пройти почти полтора тысячи миль. На берегу ребята хорошо отметили – те, кто участвовали в постройке корабля и кто имеет к нему прямое отношение. А мы были на ходу, остановились на полчаса и побежали дальше. Тортик в честь 20-летия у нас был припасён. Рюмочку не поднимали – на судне алкоголь строжайше запрещён. Многие моряки и яхтсмены старой школы, которые бывают у нас в гостях, удивляются этому правилу, но оно на «Штандарте» соблюдается с самых первых дней.

Создание "Штандарта"

– Вам вообще удаётся останавливаться больше, чем на полчаса?

– Удаётся, но нечасто. Помните, как у героя в фильме «Пираты Карибского моря» – десять лет в море, один день на берегу. У нас примерно так же. Фактически живу на борту корабля, это мой дом. За 20 лет мы побывали во всех странах Европы и по километражу около восьми раз обошли вокруг земного шара. Ходим по Европе, в том числе на парусах, через Атлантику не ходили. Максимум, куда добирались – на Канарские острова.

«О, пиратский корабль!»

– Судя по тому, что пишут о вашем корабле, «Штандарт» выступает в роли живого музея с экскурсиями, обучает практикантов и волонтёров и участвует в регатах. Ничего не упустил?

– Да, из этого складывается наша повседневная деятельность. Все это сферы очень важны для нас. Но всё же особо отмечу экскурсии для посетителей, которые проходят в портах, и обучение практикантов. К «Штандарту» почти повсюду большое внимание, потому что кораблей такого рода в Европе очень мало. Особенно тех, которые на ходу. Их буквально по пальцам можно пересчитать – шведский «Гётеборг», французская «Гермиона» и «Штандарт». Есть в Испании корабли, которые называют репликами исторических судов, но на самом деле это «пластик-фантастик». Интерес к историческим судам в Европе большой. Для нас экскурсанты на борту – это шанс показать не только историю России, но и простых русских людей, которые пришли в иностранный порт с хорошими намерениями и положительными эмоциями. Наши 20 лет плаваний – это история про сближение людей из разных стран.

– Петра I в Европе не забыли?

– В Англии и Голландии Петра I знают очень хорошо. И это неудивительно, он бывал в этих странах. В особенности в Голландии интересуются Петром I и относятся к России с большой симпатией именно благодаря сотрудничеству в петровские времена. Голландцы вспоминают демократичность Петра, который сам работал руками, а это в стране очень ценят. В Норвегии и Дании к нам уважительно относятся, потому что капитан петровского «Штандарта» был братом их очень известного адмирала, сравнимого по значимости с нашим Ушаковым. В этих странах нас знают и часто приглашают на фестивали и исторические реконструкции.

В других государствах с Петром Великим знакомы меньше. Нередко приходится слышать возглас при взгляде на «Штандарт» – «о, пиратский корабль!». Иногда начинаем сразу объяснять, откуда корабль и почему так выглядит, а иногда проще сказать – «да, это пиратский корабль, заходите, пообщаемся» – и уже на борту открыть истину.

– Почти в каждом порту вы встречаетесь с российскими соотечественниками, устраиваете экскурсии и исторические игры для детей. Насколько эта деятельность важна для вас?

– Отвечу просто: мне приятно, когда русским людям приятно. Иногда становится больно, что столько россиян уехали и живут за пределами родины. Но когда видишь, как приятно людям увидеть частичку родины, испытываешь сильные эмоции. Стараемся, чтобы соотечественники знали о нашем приходе, сообщаем загодя, приглашаем на борт.

История живая, корабль настоящий

– Когда водите экскурсии по судну, что пытаетесь донести до слушателей в первую очередь?

– Рассказываю историю создания петровского «Штандарта» и делаю акцент на том, что Пётр I создавал Санкт-Петербург и флот не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы торговать. Также стараюсь показать, что история – живая, а корабль – настоящий. Настолько, что любой желающий может стать участником морского похода. В какой-то степени мы избрали для себя петровскую миссию – собираем молодых людей из России и других стран, чтобы они общались, обменивались опытом, и Россия приобщалась к Европе.

– Что больше всего удивляет посетителей в разных странах?

– Например, то, что на судне всё деревянное. И то, что наши матросы спят в гамаках. А они, действительно, в них спят. На самом деле, это очень удобно, когда море штормит и корабль качает. Удивляются «настоящести» всего, что видят.

– Членом экипажа может стать любой человек?

– Специальной подготовки не нужно, главное, чтобы здоровье позволяло. Практиканты выплачивают определённую сумму, компенсируя наши расходы на морские переходы. Если человек приехал 2 – 3 раза и проявил себя хорошо, как толковый матрос, он может перейти в статус волонтёра и путешествовать с нами бесплатно. Они помогают нам управлять кораблём и организовывать практикантов. На нашем борту всегда международная многоязыкая команда, и английский язык звучит наравне с русским. Сейчас у нас английский боцман, волонтёры из Франции и Германии. Кстати, некоторые, оказавшись на российском судне, ощущают желание выучить русский язык и преуспевают в этом.

– Я читал отзывы ваших посетителей в Швеции, они сравнивают «Штандарт» со знаменитым шведским кораблём «Ваза», который выставлен в Стокгольме для музейного посещения. Как полагаете, сравнение оправдано?

– Надеюсь, сравнение не касается судьбы «Вазы» и «Штандарта» («Ваза» затонул при выходе из Стокгольмской гавани – авт.). Шведский корабль постарше нашего – он построен в 1628 году, а наш – в 1703-м. Приблизительно одна и та же эпоха. Некоторая схожесть есть, для обывателей разница в 85 лет несущественна.

Штандарт 12.JPG

– Что вы поняли о петровском флоте за 20 лет управления «Штандартом»?

– Это очень долгий профессиональный разговор, наблюдений очень много. Если говорить по-простому, думаю, мне удалось по-настоящему вжиться в состояние человека петровского времени, который управляет кораблём, который тогда был лишён мотора и навигации. Когда погода позволяет, подход к причалу и отход от него мы делаем парусами, без использования техники. Вместе с тем, спутниковую навигацию всегда задействуем, хотя секстантом владеем – там слишком большая погрешность. Я понимаю, что опыт, который мы набрали за 20 лет эксплуатации исторического деревянного судна, уникален и вряд ли у кого-то есть.

– Книгу нет желания написать?

– Ещё до спуска корабля мы с историком Виктором Крайнюковым выпустили книгу «Фрегат «Штандарт» об истории судна. Хочется издать красивые рассказы о том, как корабль ходит. Мне кажется, это нужно сделать. Планы такие есть, но работа пока не запущена.

Большому кораблю – большой экран

– «Штандарт» снимался в большем количестве фильмов, чем многие успешные актёры. Расскажите о наиболее крупных проектах.

– Фильмов, действительно, было немало. Кинематографистов привлекает то, что корабль на ходу, и здесь ничего не нужно менять – камера может работать на 360 градусов. Голландцы снимали на судне фильмы про Виллема Баренца и адмирала Рюйтера, которые шли на больших экранах. Англичане снимали про Петра I и династию Романовых, а также про Питера Пэна. Норвежцы сняли на нашем корабле несколько фильмов о пиратах. Кинематографисты из Германии делали фильм о немце, который ходил вместе с Джеймсом Куком. Испанцы снимали исторический фильм о путешествии парусника с вакциной против чумы на тот берег Атлантики. Даже «Улицу Сезам» снимали на нашем борту.

– Моряки со встречных судов, торговых, пассажирских или военных, как реагируют на «Штандарт»?

– Моряки – люди, которые видели всё, и удивить их непросто. Русские моряки почти всегда нас приветствуют, говорят по радио, что им приятно нас встретить. Русских моряков на флотах много, поэтому не реже, чем раз в неделю, кто-нибудь радостно вызывает нас по рации – говорим об общих знакомых и о прежних встречах. Это приятно.

– Какое современное оборудование вы используете во время плавания?

– У нас полный комплект современной аппаратуры почти с самого спуска – навигационный компьютер, радар, радиоаппаратуры, мощные двигатели и генераторы. Но мы всё спрятали так, что посетители всего этого не видят.

– Много было ремонтов за 20 лет?

– Каждый год делаем профилактический ремонт, проверяем, всё ли в порядке, – днище, винты. А два года назад мы сделали капитальный ремонт, заменили порядка 40 % конструкций корабля. Всё, что подгнило и не внушало доверие, поменяли – доски обшивки, палубу, корму сменили полностью. Ремонт занял 5 месяцев, мы проделали очень большую работу – трудились по 12 часов почти без выходных.

– «Штандарт» ходит под Андреевским флагом?

– Андреевский флаг – флаг военно-морского флота. Если мы его поднимем, то, как военное судно, должны будем согласовывать заход в любую страну по дипломатическим каналам за полгода. Андреевский флаг мы поднимаем церемониально, по праздникам. Ходим под российским триколором.

Снимки предоставлены Владимиром Мартусем

Также по теме

Новые публикации

В этом году отмечается 130 лет со дня рождения одного из выдающихся русских учёных XX в. – социолога Питирима Сорокина. Он родился в селе Турья Вологодской губернии (ныне это в Республике Коми), а закончил свой путь в Винчестере, штат Массачусетс. В последние десятилетия имя Сорокина вернулось в Россию. О том, как сохраняют наследие великого земляка на родине, мы поговорили с директором сыктывкарского центра «Наследие» им. П. Сорокина Ольгой Кузивановой.
Пока нынешние западные политики по-прежнему пытаются разговаривать с Россией с позиций обвинения, подрастает новое поколение молодёжи, которое не хочет смотреть на нашу страну сквозь призму русофобии. Именно на них рассчитана созданная по указу Президента РФ государственная программа «Новое поколение».
МИА «Россия сегодня» представило результаты исследования материалов западных СМИ, пишущих о России. «Осьминог-1» – так неформально называется этот проект, намекая на традиционное, насчитывающее уже полтора века изображение России в западных карикатурах в виде спрута.
Как прославиться и стать популярным блогером с 300 тысячами подписчиков, если тебе слегка за 70? Эстонский пенсионер Арно Павел нашёл свою формулу успеха. В 72 года он проехал на своём УАЗике от Таллина до Владивостока и обратно. Впечатлений от такого путешествия любому человеку хватило бы на всю жизнь. Но Арно на этом не остановился...
Игорь Егоров, обычный школьный учитель из подмосковного наукограда Пущино, уже много лет проводит свои отпуска в поездках по Европе, где он занимается поисками могил русских белоэмигрантов и разыскивает информацию о забытых фигурах русского зарубежья. Рядом всегда верный помощник – жена Ануш. К этим поискам педагог активно приобщает и своих учеников.
В Латвии и России в эти дни отмечают 75-летие освобождения от немецкой оккупации. Накануне памятной даты МИД Латвии выступил с демаршем, выразив недовольство проведением в Москве салюта по случаю юбилея освобождения Риги советскими войсками, назвав празднование недружественным жестом со стороны России.
В Москве при поддержке Федерального архивного агентства, Российского государственного архива социально-политической истории, Института всеобщей истории РАН, издательства «Политическая энциклопедия» открылась историко-документальная выставка «Война в Заполярье. 1941–1945».
Получить высшее образование на русском языке в Латвии, где проживает около полумиллиона русскоязычных жителей, сегодня увы, невозможно – даже частным вузам отныне это запрещено. Явно дискриминационное решение латвийских властей будет оспариваться в судебном порядке. Но пока суд да дело, ближайший сосед Латвии – Псковский регион – предложил детям наших соотечественников, проживающим за рубежом, свою вузовскую поддержку.