RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: «Учителя заслуживают гораздо большего»

Вячеслав Никонов: «Учителя заслуживают гораздо большего»

PRAVDA-NN.RU07.10.2019

Как реально увеличить зарплату педагогов и вернуть престиж профессии учителя? Сколько молодых специалистов сейчас приходит в школы? Какие нововведения ждут учеников и педагогов в этом учебном году? Об этом в День учителя рассказал глава Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.

— Восприятие профессии учителя в глазах общества за последние годы неоднократно менялось. В 90-е годы престиж профессии потерялся, но в последнее время было немало сделано, чтобы его вернуть. Как Вам кажется, это удалось? Что сегодня делается на уровне государства, чтобы поддержать престиж профессии педагога?

— Безусловно, на сегодняшний день уже проделана большая работа для того, чтобы повысить престиж учительской профессии, и на этом не стоит останавливаться. Чаще всего на встречах с педагогами поднимается проблема, связанная с оплатой труда. От этого зависит качество образования и востребованность профессии. Задача по выведению средней заработной платы учителя на уровень средней по региону уже выполнена. Но многим из нас известно, что стоит за этими цифрами – работа не на одну ставку, другие обязательства, который учитель должен нести. Эта проблема активно обсуждалась на больших парламентских слушаниях в Госдуме, по итогам которых принято решение о том, что минимальная заработная плата учителя при работе на одну ставку должна составлять не менее 70% от средней заработной платы по экономике региона. Договорённость об этом уже достигнута с министром просвещения Ольгой Васильевой и с Председателем правительства Дмитрием Медведевым. Я считаю, что в дальнейшем нужно выходить на коэффициент 1,5 от средней по региону. Учителя и их огромный вклад в развитие нашей страны заслуживают гораздо большего.

Самое серьёзное внимание мы уделяем повышению квалификации и переподготовке учительских кадров. Чтобы качественно выполнять современные образовательные задачи, учитель сам должен непрерывно учиться, пополняя и актуализируя багаж собственных знаний.

— Идут ли сегодня выпускники педагогических вузов в школы? Ощущается ли дефицит молодых педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях? Как решается эта проблема?

— По данным, которые нам предоставили из Министерства просвещения РФ, только 52% школ полностью укомплектованы педагогами, но это при условии работы учителей на две-три ставки, если этого не будет, то получится, что педагогический состав не укомплектован приблизительно на четверть. Решение проблемы связано, прежде всего, с молодёжью, которая после окончания вузов должна прийти в систему школьного образования, с заработной платой молодых педагогов.
В 2018 году в России рекордно низкое количество студентов закончило педагогические вузы. И из них малый процент приходит работать в школы. Преградой вновь является оплата труда. Размер ставок молодых педагогов настолько низкий, что даже при работе на несколько ставок, их заработная плата составит 15-17 тысяч. Достигнутая договорённость, про которую я говорил ранее, о поддерживании формулы базовой ставки в школах на уровне 70% от средней по региону, позволит уже молодым педагогам получать более высокую заработную плату. Вторая проблема, которая возникает у выпускников вузов, связана с жилищным вопросом. Я знаю, что в Нижегородской области был неплохой опыт поддержки приезжающих работать на село молодых учителей, а с 2020 года начнёт действовать уже федеральная программа «Земский учитель», которая предусматривает для учителей, прибывших работать в сельские населённые пункты и небольшие города, единовременную выплату в размере 1 миллиона рублей на приобретение жилья, выплату ипотеки или на материалы для строительства дома. Уверен, что данная программа будет стимулировать приход в школы молодых учителей.

— В советское время задачей учителя было не только давать знания, но и воспитывать школьников. Сейчас говорят только об образовательной услуге, которую должен оказывать педагог. Нужно ли возвращать учителю функции воспитателя?

— Однозначно нужно, и по большому счету эта функция из школы никуда не уходила. В национальном проекте «Образование» об этом прямо написано. Уверен, мы должны воспитывать всесторонне и гармонично развитую личность, свободно мыслящего, творческого, порядочного человека, гуманиста, патриота Отечества.
В нашем Комитете мы уделяем особое внимание развитию трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Идёт работа над законом, который позволит легализовать трудовое воспитание школьников. Перед российским образованием стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно трудиться в мире будущего, решая амбициозные научно-технологические задачи. Для этого необходимы инновационные учебные программы и последовательная работа с детьми, начиная ещё с дошкольного образования, поддержка их стремлений к поиску новых нестандартных идей и решений.

— Практически каждый год в системе школьного образования происходят какие-то изменения. Каких нововведений ждать в этом учебном году?

— Важнейшее направление — строительство новых школ и ликвидация обучения во вторую смену. Позиция Комитета состоит в увеличении финансирования образования и науки, без этого невозможно выполнить майский указ Президента и национальный проект «Образование» качественно и в установленные сроки. В портфеле Комитета находятся несколько важных законопроектов, в том числе проект федерального закона о формировании и ведении информационных систем доступности школьного образования, о совершенствовании практической подготовки обучающихся и о качестве и безопасности школьного питания.
В завершении нашего разговора хочу сердечно поздравить всех педагогов с Днём учителя и пожелать творческих успехов в труде, хороших думающих учеников, крепкого здоровья и счастья.

Источник: PRAVDA-NN.RU 

Также по теме

Новые публикации

Пока нынешние западные политики по-прежнему пытаются разговаривать с Россией с позиций обвинения, подрастает новое поколение молодёжи, которое не хочет смотреть на нашу страну сквозь призму русофобии. Именно на них рассчитана созданная по указу Президента РФ государственная программа «Новое поколение».
МИА «Россия сегодня» представило результаты исследования материалов западных СМИ, пишущих о России. «Осьминог-1» – так неформально называется этот проект, намекая на традиционное, насчитывающее уже полтора века изображение России в западных карикатурах в виде спрута.
Как прославиться и стать популярным блогером с 300 тысячами подписчиков, если тебе слегка за 70? Эстонский пенсионер Арно Павел нашёл свою формулу успеха. В 72 года он проехал на своём УАЗике от Таллина до Владивостока и обратно. Впечатлений от такого путешествия любому человеку хватило бы на всю жизнь. Но Арно на этом не остановился...
Игорь Егоров, обычный школьный учитель из подмосковного наукограда Пущино, уже много лет проводит свои отпуска в поездках по Европе, где он занимается поисками могил русских белоэмигрантов и разыскивает информацию о забытых фигурах русского зарубежья. Рядом всегда верный помощник – жена Ануш. К этим поискам педагог активно приобщает и своих учеников.
В Латвии и России в эти дни отмечают 75-летие освобождения от немецкой оккупации. Накануне памятной даты МИД Латвии выступил с демаршем, выразив недовольство проведением в Москве салюта по случаю юбилея освобождения Риги советскими войсками, назвав празднование недружественным жестом со стороны России.
В Москве при поддержке Федерального архивного агентства, Российского государственного архива социально-политической истории, Института всеобщей истории РАН, издательства «Политическая энциклопедия» открылась историко-документальная выставка «Война в Заполярье. 1941–1945».
Получить высшее образование на русском языке в Латвии, где проживает около полумиллиона русскоязычных жителей, сегодня увы, невозможно – даже частным вузам отныне это запрещено. Явно дискриминационное решение латвийских властей будет оспариваться в судебном порядке. Но пока суд да дело, ближайший сосед Латвии – Псковский регион – предложил детям наших соотечественников, проживающим за рубежом, свою вузовскую поддержку.      
В сентябре лидер болгарского движения «Русофилы» Николай Малинов был задержан по обвинению в шпионаже в пользу России.  Волна обысков и допросов прошла у активистов НПО, выступающих за добрососедские связи с Россией. Николай Малинов рассказал о своём аресте, связях с Россией и о том, кто заинтересован в разрушении российско-болгарских отношений.