RUS
EN
 / Главная / Публикации / Диалоги искусства с властью и власти с искусством

Диалоги искусства с властью и власти с искусством

Дмитрий Климов28.10.2019

В Саратове прошла шестая международная научно-практическая конференция «Искусство и власть». Город встречал участников конференции необычно тёплой по меркам октября погодой. Пленарное заседание конференции открылось в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева.

Как обычно, форум, посвящённый столь многогранной теме, как «Искусство и власть», собрал руководителей и сотрудников государственных учреждений сферы культуры и искусства, образования, представителей научно-образовательного сообщества, средств массовой информации; художников, искусствоведов, арт-критиков, коллекционеров, политических и общественных деятелей, ведущих экспертов.

Разумеется, это далеко не полный список. Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Саранск, Тольятти, Казань, Пенза, Нижний Новгород, Ижевск, Братислава (Словакия), Франкфурт-на-Майне (Германия), Верчелли (Италия) – вот география проекта.

Среди главных организаторов и партнёров конференции следует назвать Российскую академию художеств и её Поволжское отделение, CГХМ имени А. Н. Радищева, Творческий союз художников России, Европейскую академию безопасности и конфликтологии, Европейский фонд славянской письменности и культуры (Братислава, Словакия), Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова, Московский архитектурный институт, Московский музей современного искусства, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Саратовский областной Дом работников искусств, Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова, Тольяттинский государственный университет, Мордовское отделение Международной ассоциации «Союз дизайнеров» (г. Саранск), Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, СГТУ им. Ю. А. Гагарина.

Довольно сложно, на первый взгляд, соотнести заявленную тему ставшей уже традиционной международной конференции с представленной довольно обширной программой. Например, тема «Город как эстетический и социальный феномен» выбивается, на первый взгляд, из общего контекста. Вместе с тем исследование городских сообществ и общественных пространств, поиск культурных кодов территории и общих смыслов, проблема города в современных социально-гуманитарных исследованиях, проекты трансформации визуального облика города непосредственно связаны с тем, как местная власть преобразует городское пространство, делая его более привлекательным для постоянного проживания.

Очень важен художественный и эстетический аспект этого явления. Ведь возобладавший в своё время промышленный и достаточно однообразный, блёклый стиль современных городов буквально выталкивал его жителей из привычного пространства. Вот здесь и прозвучали актуальные выступления на такие темы, как «Колористика города» и «Архитектурное освещение», с которыми выступили профессора Московского архитектурного института Н. И. Щепетков и А. В. Ефимов. Этот подход формирует совершенно иное мировоззрение, заставляя менять к лучшему и облагораживая то, что окружает всех нас в повседневной жизни.

Другая тема – «Цифровые технологии и эволюция языка искусства» – представлена главным организатором конференции К. В. Худяковым. Акцент был сделан на стратегических ориентирах и влиянии научно-технических достижений на искусство новых медиа. Представлена и «зона эксперимента»: трансграничные жанры и виды искусства. Речь идёт уже не о просто цифровой, а даже уже постдигитальной эстетике. Современный мир во всём многообразии техногенных процессов соединяется с творчеством. Здесь также переплетаются понятие власти в её традиционном восприятии искусства, поскольку и то, и другое находится в некоем единстве.

В этом смысле рабочая секция, неизменно присутствующая на конференции, «Политизация искусства: «за» и «против»» наиболее близка к основной теме конференции. Руководитель секции – президент Европейской академии безопасности и конфликтологии И. И. Бондаренко (Словакия). Именно ему удаётся изысканно и со знанием всех нюансов вести дискуссию и приводить к единому знаменателю порой полярные мысли и воззрения.

Ответ на вопрос «за» или «против», по сути, дан самим обществом. Не бывает «чистого искусства», существующего вне его, вне политики. Даже если художник чувствует себя совершенно независимо от общественных устоев, в его творчестве в любом случае проявляется давление политики. Примечательно, что модернистские течения, опрокидывающие привычные взгляды, появлялись именно в период неустойчивости общественного развития, предреволюционных ситуаций и войн. Но политика и искусство находятся в диалектическом единстве. Искусство также влияет на политику, как и политика – на искусство.

Международный форум не ограничился работой только секций, на которых рассматривались различные аспекты современного искусства. Организаторы сопроводили конференцию шестью художественными тематическими выставками под единым названием «Диалоги с классикой»: «Зыбкая недвижимость», «Новая религиозность», «Ностальгический соц-арт», «Туризм печали», «Беру что хочу» (куратор – Диана Мачулина), выставка «Рай. Предварительный отчёт администратора» (автор идеи и куратор – Алексей Трубецков, Творческая мастерская ПОРАХ и ТСХР, Саратов), ставшая составной частью проекта «Новая религиозность».

В программу конференции вошли также две больших выставки: «Пензенское художественное училище из 19 века в 21-й. Живые традиции» – из фондов Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого (куратор – Дмитрий Димаков) и «Интерграфика. Контрапост» по итогам работы Творческой мастерской ПОРАХ и ТСХР в Республике Татарстан (кураторы – Александр Артамонов, Ольга Улемнова, Казань).

Также по теме

Новые публикации

До Нового года совсем чуть-чуть. Время в декабре воспринимается по-особенному: оно словно меняет свой привычный ритм и начинает ускоряться, концентрироваться, прессоваться. В магазинах ажиотаж (от франц. agitation возбуждение), и даже пешеходы на улицах пребывают в радостной ажитации.
Общество преподавателей русского языка в Швейцарии (ОПРЯШ) отметило полувековой юбилей. На праздник в Цюрихе в конце ноября собрались русисты из разных уголков страны. И среди них – Мария Александровна Банкул. Более 50 лет она живёт в Швейцарии, в окружении русской литературы: в доме богатая домашняя библиотека – почти семь тысяч томов.
В апреле 2019 года экспедиция «Современный этномир» Пензенского отделения Русского географического общества побывала в крупных городах Казахстана – Нур-Султане, Караганде, Темиртау, Алма-Ате и Киргизии – Караколе и Бишкеке. Члены экспедиции выясняли, как живёт русскоязычное население региона, что происходит там с русским языком и с русским культурным наследием. «Современный этномир» стала первой этнографической экспедицией РГО в Казахстан и Киргизию в постсоветский период.
15 лет работы и более 150 авторов – вышло третье издание энциклопедии «Русский язык», подготовленное Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Впрочем, создатели энциклопедии уверены, что её можно считать новым отдельным изданием – настолько сильно энциклопедия отличается от двух предыдущих редакций. И вообще, мало у каких языков в мире есть такого рода энциклопедии.
В конце ноября Конституционный суд Латвии отказал русскоязычным детям в праве учиться на родном языке даже в частных школах. Такое решение, уверен председатель правления фонда «Русский мир», глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, противоречит нормам Евросоюза, приведёт к ухудшению качества образования русскоязычных детей и обострению межнациональных конфликтов.
В преддверии зимних холодов поговорим о тёплой одежде. Да не осудят нас гринписовцы, начнём с мехов, ибо без них в России в морозы не прожить. Самой распространённой на Руси зимней одеждой был, пожалуй, тулуп из овчины – длиннополая, мехом внутрь шуба с большим воротником.
Если вы до сих пор думаете, что русский стиль – это нечто из бабушкиного сундука, значит, вам срочно пора на выставку «Трын*трава» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. 18 российских дизайнеров объединили свои усилия, чтобы доказать: русский стиль – это актуально, практично и просто красиво.
В Финляндии есть место, где рассказывают об истории России ежедневно на 15 языках без перерыва на обед. Крепость Свеаборг (финское название – Суоменлинна), ныне входящая в городскую черту Хельсинки, была основана в XVIII веке Швецией, завоёвана и реконструирована  Россией, владевшей крепостью более ста лет, и перешла к Финляндии в 1917 году с обретением страной независимости.