RUS
EN
 / Главная / Публикации / Анастасия Орлова: проснуться со стихами

Анастасия Орлова: проснуться со стихами

Анна Генова30.10.2019

Участница XIII Ассамблеи Русского мира детский писатель и поэт Анастасия Орлова пишет книги, которые хочется читать и перечитывать и родителям, и детям. «Это грузовик, а это прицеп», «Яблочки-пятки», «Море за углом», «Мы плывём на лодке» и многие другие книжки расхватывают как горячие пирожки, потому что они все написаны легким слогом и всегда прекрасно оформлены.

Лауреат многих литературных премий, она выросла на старой доброй детской литературе – но не только на Маршаке и Агнии Барто, с которой её часто сравнивают, но и на Олеге Григорьеве и Валентине Берестове. Корреспондент «Русского мира» поговорил с Анастасией о призвании писателя и о маленьких читателях.

– Вы как-то сказали, что для Вас как для автора всё началось с любви к стихам и журналу «Трамвай» – именно в нём опубликовали Ваше первое детское стихотворение. Вы тогда жили в Кызыле. Расскажите, как это произошло.

– Когда я научилась читать, я полюбила поэзию для детей. Стихи мне нравились лаконичностью, красотой, остроумием. И в семь лет мне захотелось сочинять что-то подобное. Я и начала, записывала стихи в тетрадку.

Анастасия Орлова. Фото с личной страницы на «Фейсбуке»

Как вы правильно заметили, я жила в далёком Кызыле, и мама каким-то чудом выписала мне журнал «Трамвай». Это был новый, совершенно удивительный журнал. Он вызывал восхищение. В 9 лет я отправила туда свои стихи. Однажды, получив по почте очередной журнал, я нашла там своё стихотворение! Это было чудо. Тим Собакин, главный редактор «Трамвая», рассказывал мне, что письма тогда приходили мешками.

У «Трамвая» и по сей день множество поклонников. Несколько лет назад все номера журнала были выпущены снова. Я читала отзыв одной из поклонниц журнала, где она рассказала, что муж у неё спросил: «Зачем ты купила этот огромный том, ты же его не читаешь!». На что она ответила, что ей ни к чему его читать, она помнит всё, и ей достаточно только перелистывать страницы. Вот такая магия была у этого журнала.

– Приятно заметить, что полный архив журнала выложен онлайн. Сейчас Вы живёте в Ярославле. Учитывая вашу растущую популярность, хотели бы переехать в Москву?

– Я сейчас практически живу на два города. Пока что успеваю быть и там, и здесь. Правда, скоро, боюсь, станет непонятно, где «там», а где «здесь».

– Вы очень внимательно относитесь к художникам, с которыми работаете. Такие мастера, как Екатерина Лаврентьева, Ольга Демидова, Ирина Гаврилова, легендарный Игорь Олейников иллюстрируют Ваши истории и стихи. Как Вам работается с этими замечательными художниками?

 Мне очень повезло с художниками. Это же какое-то волшебство, когда происходит слияние текста с иллюстрациями. И это уже не просто текст и просто картинки, а книга получается! Мне присылают издательства и эскизы, и вёрстку, и мы всё обсуждаем. Это совместная работа, но часто я просто восхищаюсь.

Из книги «Море за углом»

– Был ли у Вас опыт сотрудничества с музыкантами? Ваши стихи очень певучие, мне кажется, они бы идеально легли на музыку.

– Да, на некоторые стихи написаны песни. Это всегда удивительно, когда ты что-то написал, и оно начинает жить уже своей собственной жизнью – превращается в книги, песни, спектакли, мультфильмы. Чудеса!

Интересно узнать о наиболее интересных, на Ваш взгляд.

– Например, Юлия Пересильд поставила благотворительный спектакль «СтихоВаренье», который с успехом шёл в разных театрах Москвы. Это такой микс по стихам трёх авторов – Маши Рупасовой, Наталии Волковой и моим. Спектакль замечательный! Была на нём раз 20 и всё не переставала удивляться. Все средства от продажи билетов шли в помощь подопечным благотворительного фонда «Галчонок». Я надеюсь, что мы ещё его увидим!

В театре Маяковского идёт пластический спектакль «Малыш и кот» для малышей от года, где звучат мои стихи. В кукольном театре в Кирове идёт спектакль «Это грузовик, а это прицеп» по моей книжке.

 

А мультфильмов три: «Яблочки-пятки» и «Маленький-маленький ветер» сняты в студии «Метроном-фильм». Они получились трогательными и нежными, и для меня очень-очень личными. И на студии «Союзмультфильм» снят фильм по моему стихотворению «Бесконечная такса». Сейчас идёт работа над фильмом «МухаМаша» по моему сценарию. Это моя отдельная радость.

 В своей рецензии на Вашу книгу «Море за углом» Артур Гиваргизов пишет: «В школу идти надо. Чтобы развеселить строгих учителей». Персонажи Ваших книг, включая Рому из этой книжки, большие мечтатели и философы. Дети, начитавшись такой литературы, спросят: «Если всё так, как в книжке, то почему в школе так всё строго?». А родители грустно улыбнутся, либо начнут утверждать, что пора привыкать к «нормальной» жизни с молодости. Вы как мама, что думаете о школе?

– Вы правы. Для меня это непростой вопрос, как для мамы двух школьников. Я, как и многие, мечтаю об «идеальной школе». Но, к сожалению, не только школы не идеальны, но и мир. Это в некоторой степени примиряет меня с действительностью. И эту действительность я стараюсь разнообразить по мере сил и возможностей.

Издательство «Книжный дом Анастасии Орловой» появилось совсем недавно. Сейчас в России очень много издательств, которые ориентированы именно на детей. Чем Ваше будет отличаться от остальных?

– «Книжный дом» – новое для меня дело и очень волнующее. Начать я решила с того, что знаю не понаслышке – с книжек для самых маленьких. На самом деле, не смотря на всё многообразие рынка в области первых книг для детей, отличных изданий – не поделок, а созданных на основе хороших текстов, весьма немного. Вот чтобы это было без сюсюканья, детского лепета и приторной сладости. А мне хочется присоединить к ним ещё отличные иллюстрации и интересное издание. Но впереди и другие серии: и книжки помогающие малышу осваивать мир, и новая серия «Строчка за строчкой с сыном и дочкой» – книжки для детей от 3 до 6 лет (скоро в печать отправится книжка Елены Ярышевской «Вышел пудель погулять» с прекрасными иллюстрациями Оксаны Батуриной), серия познавательных книг для школьников, где мы будем рассказывать об удивительных людях и явлениях в нашей жизни. Планов очень много.

Серия «Читатель родился!» заслуживает особого интереса родителей – книжки рассчитаны на самых-самых маленьких. Много ли таких книг издаётся?

– Авторские потешки, пестушки, прибаутки и стихи для самых маленьких, написанные с особой теплотой, – это довольно редкий жанр. Самые отборные из них, самые точные, яркие и любимые мною вошли в эту серию. Среди авторов – такие известные, как Марина Бородицкая, Михаил Яснов, Гайда Лагздынь, Ирина Токмакова, Нина Пикулева, а также авторы, у которых ещё немного книг, но стихи замечательные – Кристина Стрельникова, Надежда Шемякина.

Серия будет продолжаться. На мой взгляд, книжки из серии «Читатель родился!» – это лучший подарок для новорождённого. Малыши очень любят цикличность и повторы, так что, если «Сорока-ворона» и «Ладушки» уже вам порядком приелись, то с этими стихами можно проснуться, потянуться, сделать зарядку, погладить спинку и животик, поесть, одеться и раздеться, искупаться, поиграть и, конечно же, сладко уснуть.

Из книги «Это грузовик, а это прицеп»

Как Вы верно заметили, создать книжку «без сюсюканья, детского лепета и приторной сладости» очень сложно. А у Вас есть сахаромер?

– Мне кажется, благодаря моим прекрасным учителям – Михаилу Яснову и Марине Бородицкой – мой внутренний сахаромер вполне себе работает. Пользуюсь им!

Так как у Вас есть опыт перевода детской литературы, скажите, будете ли продолжать в своём издательстве публиковать переводную литературу? По Вашему опыту дети воспринимают её лучше или хуже?

– При переводе надо очень многое учитывать – важно передать и смысл, и мелодию, и языковую игру, и чтобы на русском языке всё это звучало легко. Это всегда непростая задача. Но если перевод хороший, дети прекрасно воспринимают переводную литературу. В будущем мы планируем издавать и такие книги тоже.

Также по теме

Новые публикации

До Нового года совсем чуть-чуть. Время в декабре воспринимается по-особенному: оно словно меняет свой привычный ритм и начинает ускоряться, концентрироваться, прессоваться. В магазинах ажиотаж (от франц. agitation возбуждение), и даже пешеходы на улицах пребывают в радостной ажитации.
Общество преподавателей русского языка в Швейцарии (ОПРЯШ) отметило полувековой юбилей. На праздник в Цюрихе в конце ноября собрались русисты из разных уголков страны. И среди них – Мария Александровна Банкул. Более 50 лет она живёт в Швейцарии, в окружении русской литературы: в доме богатая домашняя библиотека – почти семь тысяч томов.
В апреле 2019 года экспедиция «Современный этномир» Пензенского отделения Русского географического общества побывала в крупных городах Казахстана – Нур-Султане, Караганде, Темиртау, Алма-Ате и Киргизии – Караколе и Бишкеке. Члены экспедиции выясняли, как живёт русскоязычное население региона, что происходит там с русским языком и с русским культурным наследием. «Современный этномир» стала первой этнографической экспедицией РГО в Казахстан и Киргизию в постсоветский период.
15 лет работы и более 150 авторов – вышло третье издание энциклопедии «Русский язык», подготовленное Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Впрочем, создатели энциклопедии уверены, что её можно считать новым отдельным изданием – настолько сильно энциклопедия отличается от двух предыдущих редакций. И вообще, мало у каких языков в мире есть такого рода энциклопедии.
В конце ноября Конституционный суд Латвии отказал русскоязычным детям в праве учиться на родном языке даже в частных школах. Такое решение, уверен председатель правления фонда «Русский мир», глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, противоречит нормам Евросоюза, приведёт к ухудшению качества образования русскоязычных детей и обострению межнациональных конфликтов.
В преддверии зимних холодов поговорим о тёплой одежде. Да не осудят нас гринписовцы, начнём с мехов, ибо без них в России в морозы не прожить. Самой распространённой на Руси зимней одеждой был, пожалуй, тулуп из овчины – длиннополая, мехом внутрь шуба с большим воротником.
Если вы до сих пор думаете, что русский стиль – это нечто из бабушкиного сундука, значит, вам срочно пора на выставку «Трын*трава» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. 18 российских дизайнеров объединили свои усилия, чтобы доказать: русский стиль – это актуально, практично и просто красиво.
В Финляндии есть место, где рассказывают об истории России ежедневно на 15 языках без перерыва на обед. Крепость Свеаборг (финское название – Суоменлинна), ныне входящая в городскую черту Хельсинки, была основана в XVIII веке Швецией, завоёвана и реконструирована  Россией, владевшей крепостью более ста лет, и перешла к Финляндии в 1917 году с обретением страной независимости.