RUS
EN
 / Главная / Публикации / Открылась конференция российских соотечественников стран Балтии

Открылась конференция российских соотечественников стран Балтии

22.08.2008

22 августа в Риге начала работу региональная конференция организаций российских соотечественников Литвы, Латвии и Эстонии «Русский мир Балтии как фактор сотрудничества и развития общества». 

С приветственным словом выступил Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Латвии Александр Альбертович Вешняков.

Отец Вакуленко, протоирей Латвийской Православной церкви благословил конференцию и зачитал послание митрополита Риги и всея Латвии Высокопреосвященного Александра.

Благословение и послание от председателя Центрального совета Древлеправославной Поморской церкви Латвии, духовного наставника Даугавпилской 1-й Новостроенской старообрядческой общины о. Алексия Жилко зачитал его сын.

Приветствия и доклады на конференции зачитали также член Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ Никитин Владимир Степанович, директор департамента по работе с соотечественниками МИДа РФ Чепурин Александр Васильевич и заместитель директора Московского дома соотечественника Еписенко Алексей Михайлович.

На открытии конференции также присутствовали 5 депутатов Латвийского сейма, депутат Европарламента Жданок Татьяна Аркадьевна.

Сквозной темой всех выступлений представителей трех прибалтийских государств стала проблема сохранения образования на русском языке. Во всех трех республиках сложилась очень похожая ситуация в области школьного образования, когда титульная нация стремится вытеснить национальные языки из школы и вводит ограничение на его использование. Все выступающие выразили несогласие с такой позицией государств, понимая, что именно молодое поколение призвано сохранить и продолжить традиции русской культуры на этих территориях.

Ниже приводится краткое содержание докладов руководителей делегаций стран Балтии в первый день работы конференции.

Гущин Виктор Иванович, кандидат исторических наук, директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии – «Русский мир Латвии как фактор сотрудничества и развития»:

В своем выступлении В.И. Гущин выразил озабоченность маргинализацией русскоязычного меньшинства в Латвии. На это указывает ограничение рынка труда для неграждан, а также ограничения в использовании родного языка в области культуры и образования. Русские школы в Латвии закрываются или находятся под угрозой закрытия. По словам выступающего, в Латвии запущен механизм разрушения русских школ. Нет связи между национальным меньшинством и руководством страны: неграждане не могут участвовать в выборах. Отсутствие диалога лишь усугубляет ситуацию.

Угрожающе также выглядят попытки латышского общества пересмотреть результаты второй мировой войны. Реабилитация СС, фашистского режима, нацизма – не допустимы в современном обществе.

Красноглазов Андрей Борисович, доктор филологических наук, профессор, секретарь Координационного совета российских соотечественников Эстонии, директор Института Пушкина – «Российские соотечественники Эстонии: желаемое и действительное»:

А.Б. Красноглазов в своем выступлении подчеркнул необходимость изучения русскими детьми не только русского языка, но и истории России, ее культуры, литературного наследия. Критической становится отсутствие ротации кадров в русских школах: учителя, подготовленные еще в советское время, стареют, уходят, а молодые специалисты не идут работать в школу. Кроме того, в стране отсутствует площадка подготовки учителей для русских школ. Красноглазов отметил, что русский язык в Прибалтике засоряется, нет культуры речи.

Важно также, чтобы бизнес оказывал больше поддержки культуре. В настоящее время бизнесмены не стремятся вкладывать деньги в гуманитарные проекты. По мнению Андрея Борисовича, сотрудничество общественных организаций и бизнеса может улучшить имидж самих бизнесменов как внутри страны, так и в глазах России.

Особого внимания заслуживает ситуация освещения конфликтов в СМИ.

Фомин Андрей Владимирович, доктор философских наук, председатель Клайпедского отдела Ассоциации учителей русских школ Литвы, председатель Клуба любителей истории Отечества «КЛИО» - «Актуальные задачи укрепления и развития Русского мира в Балтийском регионе»:

Выступавший коротко охарактеризовал ситуацию с положением русских школ в Литве. По словам Андрея Владимировича, за годы независимости количество русских школ в Литве сократилось в два раза. Он отметил, что ситуация очень похожа на ту, что сложилась в настоящее время в Латвии и Эстонии. Литовское правительство также пытается принять закон о введении уроков на литовском языке в русских школах (60% предметов должны преподаваться на государственном языке). В тоже время он отметил, что та помощь, которую оказывает Россия, присылая свои учебники, не эффективна. Эта учебная литература не может быть использована учителями на уроках, только факультативно. Поэтому гораздо нужнее художественная литература и книги по истории. Фомин отметил, что в начале 90-ых годов ситуация в Литве кардинальным образом отличалась от той, что сложилась в Латвии и Эстонии: был принят нулевой вариант гражданства (литовское гражданство получили все, кто проживал в Литве на момент распада СССР). Однако, в настоящее время положение русскоязычных граждан в Литве ухудшается. В связи с этим Фомин предложил коллегам из других стран начать работу по обмену опытом. Он отметил, что в Латвии и Эстонии русскими накоплен богатый опыт по защите своих прав, а у Литвы есть опыт по интеграции. Выступавший отметил, что важно также наладить контакты и обмен опытом с европейскими организациями соотечественников. По словам председателя Клайпедского отделения Ассоциации учителей русских школ, русскоязычные дети и подростки пока еще настроены проросссийски, что надо поддерживать.

Михнева Татьяна Леонидовна, председатель Координационного совета русских организаций Литвы – «Продолжая диалог»:

Т.Л. Михнева отметила, что русская культура в Литве размывается, чему способствует незначительное количество русскоязычного населения. Она с горечью признала, что есть местности, где уже не только не говорят на русском языке, но и не понимают его. Таким образом, русская культура осталась только в крупнейших городах: Вильнюсе, Каунасе и Клайпеде. Русский язык вытесняется из сферы образования. Количество школ сокращается. Поэтому сейчас особенно важно начать работу по организации факультативных занятий с детьми. Так, по мнению выступавшей, выходом могут стать воскресные школы с культурологическим уклоном, которые дети посещали бы несколько раз в неделю. Также есть проект по созданию интегрированных курсов, в рамках которых детям рассказывали бы о русской культуре, передавали традиции. Главной проблемой по осуществлению этих задумок является отсутствие в законе об образовании определения «национальная школа»: во всех школах Литвы действуют одинаковые программы обучения.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

         «Здесь ничего другого между людьми, кроме любви, нет», – так про международный фольклорный фестиваль «Покровские колокола», который только что отзвенел-отыграл на вильнюсских сценах, сказал один из его участников. Любви к своему делу, к народной песне, к тем, кого считаешь единомышленниками.  
Первым русским, с которым встретился Жошуа Браганса, был механик цирка. Жошуа вырос в небольшом городке штата Рио-де-Жанейро, в котором практически все друг друга знали. Русского звали Николай, и он выделялся своей образованностью: хорошо разбирался в музыке, литературе. Николай рассказывал о том, какая в России зима, о красоте её природы. От этих рассказов веяло сказкой – так воспринимают дети повествование о путешествии в дальние страны. Возможно уже тогда рождалось в душе мальчика предчувствие, что вся последующая его жизнь будет связана с Россией.
Среди греческих актёров и режиссёров наберётся не больше десятка выпускников российского ГИТИСа. А вот кандидатов искусствоведения, защитивших кандидатскую диссертацию в ГИТИСе, и вовсе пока не было. И первой станет театральный режиссёр Вася Велтсиста, которой в декабре предстоит защита диссертации. Интерес к русскому театру и горячая мечта стать театральным режиссёром привели её после получения диплома инженера-механика и работы главным инженером в афинском метро в Москву и в театральный институт.
Учась в России, где прошла значительная часть моей молодости, часто бывая в России, тем не менее, каждый раз не перестаю восхищаться, когда открываю для себя ещё один город, соприкасаюсь с богатым культурным и славным историческим наследием страны, ставшей для меня Большой Родиной. И вот мне снова повезло – меня пригласили принять участие в работе XIII Ассамблеи Русского мира, на этот раз в Ярославле – в одной из древних столиц исторической Руси.
Максим Кравчинский – известный не только в русскоязычной Канаде писатель и журналист. Он один из немногих русских, кто не просто работает по специальности, но занимается своим любимым делом – русским шансоном и эмигрантской литературой. Он также восстанавливает страницы из жизни ключевых персонажей в истории русской эмиграции по всему свету.
Накануне состоялось заседание президентского Совета по русскому языку, на котором обсуждались вопросы поддержки изучения и популяризации русского языка. На заседании Владимир Путин сделал ряд важных заявлений – о русском языке как гаранте суверенитета российской нации, наборе на программы по русскому языку в вузы, издании единого корпуса словарей и многом другом.
В рамках XIII Ассамблеи Русского мира состоялся круглый стол на тему «Учим русский язык – понимаем Россию». В нём приняли участие ведущие эксперты, учёные и преподаватели русского языка из Армении, Испании, Эстонии, Болгарии, Словении, Швеции, Норвегии и Канады. Ведущим круглого стола стал заместитель председателя правления фонда «Русский мир», ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергей Богданов.
В Ярославле состоялся круглый стол «Историческая правда и память поколений». Его участники обсуждали, как на деле противодействовать попыткам фальсификации истории Второй мировой войны. Один из главных выводов дискуссии: факты, которые можно предъявить в защиту своей точки зрения, имеются в изобилии. Однако простой убеждённости в собственной правоте недостаточно – нужно учиться эффективно отстаивать её на международных площадках и координировать усилия.