RUS
EN
 / Главная / Публикации / Классика и ТВ

Классика и ТВ

04.12.2007

Если судить о происходящем в России и мире по передачам Первого канала, надо признать, что за последние дни произошли два главных события: выборы в Государственную думу Российской федерации и начало показа новой экранизации «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского.

Вопрос о том, за каким из этих сюжетов интереснее следить, и что будет занимательнее обсуждать, каждый решит для себя сам. Но все же факт выхода на экран качественной постановки классики с хорошей актерской игрой, которую показывают в вечернее время по федеральному каналу – примечателен. И примечателен именно тем, что это событие сложно назвать «уникальным». Точнее так – сериальная экранизация классики – уже давно включается в планы многих продюсерских компаний. Проблема заключается лишь в качестве исполнения подобных сериалов. И здесь, увы, картина неоднозначна. Отсылать в данном случае к опыту советских телевизионных постановок, смысла, наверное, нет

Какими бы хорошими они не были и насколько удачно не воспроизводили классические тексты – это уже история. Советские телевизионные постановки были возможны на советском телевидении. Хорошо или плохо, но сейчас все работает по-другому. Гораздо важнее вспомнить, что постсоветская история сериалов по классическим произведениям началась в 2003 году с феноменального успеха «Идиота» Владимира Бортко.

Фильм «Идиот» как явление - уникален. Это, пожалуй, один из немногих сериалов, показ которого запомнился даже тем, у кого само словосочетание «новый российский сериал» не вызывало ничего, кроме тошноты. Его пример показал, что многосерийные фильмы по сюжетам классической русской литературы, в которых хорошие актеры ведут диалоги на хорошем русском языке, востребованы на телевидении. Они имеют свою аудиторию, и, оказывается, вполне могут себя оправдать с финансовой точки зрения.  Впрочем, «Идиот» был, действительно, первым. Те, кто решились снимать и показывать эту картину, осваивали целину.

Далее пример надо было осмыслить – в том числе продюсерам, телевизионным каналам и самим режиссерам. Процесс этого осмысления - красноречивый пример того, что выводы – дело сугубо индивидуальное, и каждый готов видеть в новом явлении то, что ему ближе и понятнее.

Те, кто принимал решение о запуске новых проектов по экранизации, судя по всему, рассуждали так: русскую классическую литературу все помнят хотя бы по школьным урокам. Те, кто не хочет смотреть обычное «мыло», мечтают о чем-то «высоком», значит – классика, именно то, что надо:  не нужно тратить дополнительного времени, чтобы объяснять, какое произведение положено в основу фильма. Смотрели же все «Идиота». К тому же ретро вообще и девятнадцатый век в частности, кажется, снова в моде (опять же – см. пример фильма «Идиот»). Если же потратить какие-то усилия на рекламу – успех можно считать гарантированным.

Кажется, именно исходя из этих предпосылок, стали снимать новые сериалы по «классике». Даже второй опыт Бортко по созданию  «классического» сериала – «Мастер и Маргарита» стал проектом, который смотрели не ради достоинств самого фильма. «Мастера и Маргариту» все читали, а потому посмотреть, как выглядит на экране то, что неоднократно себе представляли, разумеется, было интересно – вне зависимости от того, насколько удачно оно получилось у режиссера. К тому же, шумная рекламная кампания накануне показа, с особым упором на то, что фильм делает режиссер «Идиота» - привлекала к картине дополнительное внимание. Иными словами, «Мастер и Маргарита» показала, что даже если снять сериал по известной книге и развернуть вокруг этого рекламную кампанию – то фильм все равно будут смотреть, и деньги, так или иначе, отобьются. Пожалуй, именно этот вывод вписал литературную классику в индустрию русского сериала – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вроде появления «Печорина» или «Золотого теленка» - когда игра актеров и соответствие происходящего на экране духу и букве произведений  не имеет никакого значения, а используется лишь брэнд, известный благодаря школьной программе или общему развитию.

Дальше ситуация могла развиваться только в двух направлениях. Либо рано или поздно про «классику» бы просто забыли – на одном «Идиоте» интерес к таким проектам долго продержать невозможно, а с классическими сюжетами надо хоть сколько-то возиться. В этом смысле гораздо эффективнее и технологичнее экранизировать любых современных «раскрученных» авторов. Либо все-таки кто-нибудь решил бы исходить из того, что аудитория сериалов «вообще» и многосерийной экранизации классики – не вполне пересекающиеся друг с другом аудитории. А потому требования к просматриваемому у них разные. В частности, в эти требования входит пристойный уровень режиссерской, актерской и операторской работы, который, скажем, в мыльных операх является очевидно избыточным. И главное – для успеха классических сериалов важен и тот прекрасный язык, которым говорят герои. Возможно, в силу массовости аудитории сериалов – это один из многих путей сохранения высоких стандартов русского языка.

Первое впечатление от просмотра «Преступления и наказания» свидетельствует, что для второго подхода место на нашем телевидении все-таки есть. О том, случайность это или тенденция, можно будет судить уже в ближайшее время. Вскоре ожидается выход новых телевизионных версий «Анны Карениной» и «Братьев Карамазовых».

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Рынок компьютерных игр огромен и насчитывает уже не одно десятилетие, а русская тема в видеоиграх не теряет популярности уже много лет. В этом обзоре мы представим самые впечатляющие игры зарубежных студий, сюжет которых так или иначе связан с Россией. Во вселенной видеоигр есть загадочный остров Сибирия, на котором живут мамонты, Баба-яга с Соловьём-разбойником, приключения на Транссибирской магистрали во время Октябрьской революции, танковые сражения Второй мировой и многое другое.
Четыре зала отдаст знаменитая  галерея Уффици во Флоренции под русские иконы. Шедевры русских иконописцев впервые будут выставлены в постоянной экспозиции и войдут в основной маршрут одного из старейших музеев Европы. В экспозицию будут включены 78 икон, попавших в Италию в XVIII и XIX вв. Ежегодное количество посетителей Уффици приближается к двум миллионам. «Русский мир» узнал, кто приезжает к устюженским иконам Кирилла Уланова.
В этом году отмечается 130 лет со дня рождения одного из выдающихся русских учёных XX в. – социолога Питирима Сорокина. Он родился в селе Турья Вологодской губернии (ныне это в Республике Коми), а закончил свой путь в Винчестере, штат Массачусетс. В последние десятилетия имя Сорокина вернулось в Россию. О том, как сохраняют наследие великого земляка на родине, мы поговорили с директором сыктывкарского центра «Наследие» им. П. Сорокина Ольгой Кузивановой.
Пока нынешние западные политики по-прежнему пытаются разговаривать с Россией с позиций обвинения, подрастает новое поколение молодёжи, которое не хочет смотреть на нашу страну сквозь призму русофобии. Именно на них рассчитана созданная по указу Президента РФ государственная программа «Новое поколение».
МИА «Россия сегодня» представило результаты исследования материалов западных СМИ, пишущих о России. «Осьминог-1» – так неформально называется этот проект, намекая на традиционное, насчитывающее уже полтора века изображение России в западных карикатурах в виде спрута.
Как прославиться и стать популярным блогером с 300 тысячами подписчиков, если тебе слегка за 70? Эстонский пенсионер Арно Павел нашёл свою формулу успеха. В 72 года он проехал на своём УАЗике от Таллина до Владивостока и обратно. Впечатлений от такого путешествия любому человеку хватило бы на всю жизнь. Но Арно на этом не остановился...
Игорь Егоров, обычный школьный учитель из подмосковного наукограда Пущино, уже много лет проводит свои отпуска в поездках по Европе, где он занимается поисками могил русских белоэмигрантов и разыскивает информацию о забытых фигурах русского зарубежья. Рядом всегда верный помощник – жена Ануш. К этим поискам педагог активно приобщает и своих учеников.
В Латвии и России в эти дни отмечают 75-летие освобождения от немецкой оккупации. Накануне памятной даты МИД Латвии выступил с демаршем, выразив недовольство проведением в Москве салюта по случаю юбилея освобождения Риги советскими войсками, назвав празднование недружественным жестом со стороны России.