RUS
EN
 / Главная / Публикации / Похвала интернет-поисковикам

Похвала интернет-поисковикам

10.06.2008

Несколько характерных газетных ляпов последней недели. «Комсомольская правда», репортаж о заседании правительства России. Корреспондент рассказывает о том, как перед заседанием охрана попросила министров сдать свои мобильные телефоны, и вот министры сдают – у министра культуры Авдеева, который совсем недавно работал послом во Франции, – «по-французски крошечные раскладушечки веселеньких цветов», у министра энергетики Шматко – «увесистый смартфон», у главы Минфина Кудрина – «самый худенький телефон – такой, какой в рекламе девушка засовывает в карман узких джинсов». И дальше – самое главное: «А самый продвинутый мобильник оказался у вице-спикера Думы Журовой – стальной айпифон с майкрософтовским яблочком». В четырех словах – четыре ошибки (если кто не понял, автор статьи имел в виду iPhone, который ни к стали, ни к «Майкрософту» отношения не имеет).

В тот же день – «Известия» пишут о загадочном автомобильном поджигателе. Перечисляют очередные поджоги машин, затем возмущаются по поводу того, что некоторые несознательные элементы радуются пожарам – цитируется стихотворение Всеволода Емелина «Московский зороастризм». Стихотворение так возмутило автора «Известий», что тот даже решил пожаловаться на поэта в ФСБ, о чем не без гордости сообщил в статье. Но самое сильное впечатление производит даже не факт доноса (хотя «донос на поэта» сам по себе – очень архетипическая история, заслуживающая отдельного разговора), а то, что «Известия» называют Емелина «некий Всеволод Емелин, считающийся подающим надежды поэтом». Понятно, что Емелин – это не Пушкин и не Байрон, и в школе его не изучают, но все же из ныне живущих стихотворцев он, может быть, самый популярный (по крайней мере, у интернет-аудитории), уже лет пять как растащен на цитаты, дал не один десяток интервью и так далее; все это проверяется двухминутным поиском в любом интернет-поисковике – в общем, называть Емелина «считающимся подающим надежды» – как-то уж совсем неправильно.

Еще одна история. Газета «Взгляд» рассказывает об американских выборах (курирующий отдел политики заместитель главного редактора называет в своем блоге эту статью «очень хорошим текстом»). Среди прочего в статье описывается скандал вокруг заявления проповедника Майкла Пфледжера, который сказал, что Хиллари Клинтон «рассчитывает выиграть президентские выборы только потому, что имеет белый цвет кожи». Полностью цитата из статьи звучит так: «Апофеозом кампании стало заявление Майкла Пфледжера. Проповедник храма, к которому последние 20 лет был приписан сенатор от Иллинойса, в одной из своих речей крайне нелестно отозвался о Клинтон, которая «рассчитывает выиграть президентские выборы только потому, что имеет белый цвет кожи». Обама вышел из числа прихожан Пфледжера и обвинил проповедника в расизме. Еще раз: один «черный» обвинил другого «черного» в расизме по отношению к «белой» женщине. Явление в эпоху «выравнивающего неравноправия» столь нетипичное, что к Обаме потеплели даже националисты». Экспрессивное «еще раз», призванное усилить впечатление от происходящего, на поверку выглядит до неприличия комично – очень трудно считать Пфледжера «черным», если его кожа на самом деле так же бела, как кожа Хиллари Клинтон.

Что объединяет все эти эпизоды? Во-первых, разумеется, вопиющая нелепость. От ошибок не застрахован ни один журналист; в практике автора этих строк – тоже добрых несколько десятков досадных ляпов, вызывавших злорадство недругов и сочувствие друзей. Но ляп ляпу рознь; когда школьник в сочинении называет Онегина Ленским, это свидетельствует, по крайней мере, о том, что он прочитал «Евгения Онегина» и знает имена его героев. Когда журналист пишет о «майкрософтовском яблочке», это значит, что он не знает вообще ничего и при этом пишет о том, чего не знает.

Когда Интернет проник в повседневную жизнь, изменилось, наверное, все – особенно в жизни журналистов. Теперь, например, чтобы подготовить справочную подверстку строк на десять-пятнадцать, не нужно делать выписки из энциклопедий, просиживая часы в справочно-библиографических отделах – достаточно сделать соответствующий запрос в «Яндексе», затем – уже мифологизированное фольклором copy-paste – и справка готова. Такая ситуация с самого начала пугала консерваторов – ветераны журналистики пять-семь лет назад массово предрекали приход в профессию пластмассовых мальчиков-девочек с компьютерной мышкой вместо мозга. Страхи оказались напрасны – чудеса глупости и непрофессионализма сегодня демонстрируют не «люди с мышкой», а напротив – те, кто не понимает: чтобы не сесть в лужу, нужно, если сомневаешься, сделать несколько кликов и увидеть, что яблочко – это «Apple», Емелин – известный поэт, а Пфледжер – белый

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Историческое судно «Штандарт», построенное по чертежам 300-летней давности, отметило 20-летие. Копия первого военного фрегата, построенного Петром I в 1703 году на Балтике, была торжественно спущена на воду в сентябре 1999 года на Орловской набережной Санкт-Петербурга при стечении более чем 40 тысяч человек. За 20 лет «Штандарт» прошёл 167 тысяч морских миль, посетил 127 портов в 17 странах, снялся в десятке фильмов и наряжался в алые паруса для знаменитого петербургского фестиваля выпускников.
17 сентября исполняется 80 лет создателю культовых фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» Владимиру Меньшову. Его жизнь – пример невероятно удачливой творческой и личной судьбы. Недаром в этом году в его мастерскую во ВГИКе поступало 900 человек при наборе в 30. Меньшов известен как очень принципиальный человек и своих учеников учит тому же – тому, что только мощная личность может создать по-настоящему серьёзное кино.
Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины», один из самых крупных и авторитетных в России и всей Восточной Европе, откроется 14 сентября на родине Сергея Есенина. Нынешние «смотрины» – юбилейные не по счёту, а по возрасту: фестиваль отмечает 30-летие, и его символ – Петрушка – сияет с афиш как никогда. За эти годы, утверждают сами кукольники, жанр кукольных спектаклей испытал и тотальное падение интереса, и невероятный взлёт, на подъёме он и по сей день.
В России проживает более 190 народов, которые пишут и читают на 60 литературных языках. Но что мы знаем об этих литературах, помимо русской? Между тем, творчество современных авторов, представляющих различные народы России, охватывает широкий спектр стилей и жанров – это и поэзия, и проза, фольклор, и детская литература, реализм, постмодернизм и даже рэп-поэзия.
Журналисты из самых разных стран мира собрались в Москве на V Международный форум русскоязычных вещателей для обмена опытом. В рамках форума состоялась дискуссия «Русский голос в современном мире: интеграция или обособление». Её участники обсудили те проблемы, которые возникают перед  русскоязычными СМИ и журналистами в условиях информационной войны, а также поговорили о новых технологиях, которые могут позволить донести «русский голос» до широкой аудитории даже в условиях, казалось бы, абсолютного превосходства западных медиагигантов.
Команда из Румынии участвует в международном фестивале «Друзья, прекрасен наш союз!» уже в шестой раз, а в прошлом году даже стала победителем фестивального конкурса. По словам руководителя команды, директора Русского центра Бухарестской экономической академии Флорины Мохану, студенты прекрасно понимают, что участие в фестивале даёт им очень многое. Для них это возможность познакомиться  с коллегами из других стран, завести новых друзей и существенно продвинуться в изучении русского языка.
9 сентября в болгарском Китене открылся VIII Международный фестиваль «Друзья, прекрасен наш союз!». Студенты из 22 стран смогут здесь не только познакомиться друг с другом, но и больше узнать о России, а также улучшить знание русского языка. Поездка на фестиваль стала для них долгожданным и радостным событием, говорят руководители делегаций из Турции, Греции и Бельгии.
    По приглашению русского клуба «Культурная линия» в Риге побывал известный российский публицист, писатель, многолетний редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, за которым с лёгкой руки Сергея Михалкова когда-то укрепилось звание  «последнего советского писателя».