RUS
EN
 / Главная / Публикации / Коллекция Лобановых-Ростовских будет выставлена в Театральном музее Петербурга

Коллекция Лобановых-Ростовских будет выставлена в Театральном музее Петербурга

18.06.2008

Коллекция Лобановых-Ростовских, приобретенная недавно  Международным благотворительным  фондом «Константиновский», будет выставлена в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства. Выставка откроется в начале сентября с.г. в Главном историческом здании музея на площади Островского (здесь до революции располагалась Дирекция императорских театров России). Прокомментировал эту новость в интервью корреспонденту журнала «Русский мир.ru» сам Никита Лобанов-Ростовский. Он также приоткрыл подоплеку состоявшейся недавно продажи своей коллекции в Россию.

«Мы хотели, чтобы наша коллекция во всей ее полноте и целостности попала на хранение в Театральный музей. Это академическое собрание изобразительного и театрально-декорационного искусства. Собрание не только важно как эстетический объект, но и как целый пласт русской культуры. Это не только произведения живописи, но и шедевры театрального оформления. Поэтому для нас идеально, чтобы оно разместилось в центре города, где к нему имели бы доступ не только ученые – как российские, так и зарубежные, – но и, главным образом, студенты, чтобы последние могли видеть эти произведения и общаться с сотрудниками музея.

Вот почему мы рады, что коллекция оказалась в Театральном музее, и мы надеемся, что она останется там как можно дольше, а не перекочует во вновь отстроенное фондом «Константиновский» здание.  Может быть, с точки зрения фонда перемещение в Константиновский дворец и является в чем-то полезным, но, по большому счету, для России более важно присутствие коллекции в центре Петербурга».

Продавцом коллекции, сообщил Лобанов-Ростовский корреспонденту «Русского мира.ru», является зарегистрированная в Панаме компания Europactole Properties Inc. «Да, – разъяснил меценат, – собрание называется  коллекцией Лобановых-Ростовских, но оно нам не принадлежало. Дело в том, что мы с супругой решили так: если что-то с нами случится, наше собрание не должно развалиться, как это, например, случилось с коллекцией Рубинштейна и Шустера, оно должно быть передано в собственность компании Europactole Properties Inc., филиал фонда, находящегося в городе Нассау на Багамах. Europactol, в соответствии с нашей волей, должен после нашей смерти пристроить коллекцию куда-нибудь в Россию. Когда мы несколько лет назад принимали такое решение, для нас не имело значения, когда и что – главное, чтобы была структура, которая бы выполнила это наше условие».

«У компании Europactole Properties Inc., – продолжил князь Лобанов-Ростовский, – осталась вторая половина коллекции. Например, одна из шести версий картины Серова «Похищение Европы», архив и библиотека в 3 тыс. томов, связанные напрямую с этой коллекцией, шедевры русской станковой живописи, связанной с русским авангардом 20-х годов.

Так что мы сейчас надеемся, что фонд «Константиновский» приобретет и эту вторую часть, которая, может быть, для фонда более интересна. Интересна в том смысле, что она включает работы русских живописцев, выполненные маслом. Они бы и могли украсить стены Константиновского дворца. Архив же и библиотека настолько тесно связаны с коллекцией, что они, как я считаю, должны быть органической ее частью».

«Пока в фонде «Константиновский» в отношении коллекции придерживаются такой позиции, что все должно быть засекречено, что о состоявшейся продаже нельзя говорить, пока они не соберут пресс-конференцию. Хотя и СМИ уже об этом написали, да и губернатор Валентина Матвиенко еще в апреле рассказала о факте покупки. Увы, мы узнаем о происходящем только из СМИ».

Меценат выразил мнение, что за оставшиеся два с лишним месяца до объявленной даты открытия выставки (1 сентября) подготовиться к ней будет весьма трудно. Тем более что работы еще находятся на хранении в Германии.

Как сообщила корреспонденту журнала «Русский мир.ru» директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица, коллекция Лобановых-Ростовских разместится в пяти залах  главной анфилады музея; выставка продлится примерно 6-7 недель.

«Большая часть коллекции, – подчеркнула Метелица, – в той или иной степени связана с «Русскими сезонами»  Дягилева, 100-летие которых будет отмечаться в будущем году. Но есть еще одно знаменательное совпадение. Коллекцию передают нам в год 100-летия нашего музея. А ведь именно по этим ступеням музея, по которым публика пойдет в сентябре смотреть эту коллекцию, когда-то поднимался Сергея Павлович Дягилев, служивший в Дирекции императорских театров чиновником по особым поручениям. Поэтому размещение коллекции в стенах нашего музея исторически оправданное и при этом удивительное  событие».

Комментируя появившиеся в СМИ сообщения о якобы существующих планах постоянного размещения экспонатов коллекции в Константиновском дворце, директор театрального музея обратила внимание на одно важное обстоятельство: «Эта коллекция театральной графики, основу которой составляют рисунки, акварели, пастели и гуаши, выполнена техникой, которая не имеет права быть выставленной больше 3-4 месяцев на свету. Ультрафиолет для таких работ губителен. Если коллекцию выставить на постоянное экспонирование, то через три-четыре года она прекратит свое физическое существование. Просто все выцветет, и экспонаты потеряют свою художественную ценность и значимость».

В связи с этим Наталья Метелица считает принципиально важным принятое фондом «Константиновский» решение передать собрание на временное хранение  в Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Метелица затруднилась ответить на вопрос корреспондента «Русского мира.ru», куда попадет коллекция после периода «временного хранения» в музее, однако заметила, что в любом случае она не может быть предметом бытового – пусть и высокохудожественного – интерьера. Каковым, например, является  коллекция Ростроповичей, которая с недавнего времени достаточно комфортно чувствует себя в стенах Константиновского дворца. «Холст, масло, хрусталь, камень, мебель могут храниться на свету несколько десятилетий при условии, если они уже отреставрированы и в хорошем состоянии и при соблюдении температурного режима. Театральная графика света не выносит».

То, что коллекция попала в музей, госпожа Метелица рассматривает как  восстановление единого культурного пространства. «У нас в фонде те же имена, те же художники, но в основном в образцах их творчества до отъезда за рубеж. Речь идет о работах Бакста, Бенуа, Бориса Анисфельда, которые до революции работали в России, а затем уехали за рубеж, после чего в России об их творчестве почти ничего не знали».

«Важно то, – подчеркнула Метелица, – что теперь коллекция включается в научный оборот как часть единого пространства театрально-декорационного искусства. То есть коллекция Лобанова-Ростовского составляет фактически единое целое с тем, что имеется в хранилищах музея. У музея 28 тысяч единиц театральной графики, коллекция Лобанова-Ростовского – 810 единиц.

И если мы будем ее экспонировать, то у нас есть всегда возможность замены: то есть мы ее экспонировали, затем убрали, выставили следом то, что ее дополняет, и т. д. 

Во-вторых, у нас, в отличие от остальных музеев мира, огромная – свыше трех тысяч – коллекция театральных костюмов. Это бывший гардероб императорских театров. Многие выполнены по эскизам Бакста, Головина, Бенуа. Таким образом, мы на этой выставке попытаемся, с одной стороны, представить коллекцию Лобановых-Ростовских, а, с другой, дополним ее уже нашими материалами. И на конкретных именах, в том числе на примере произведений, которые попали в собрание Лобановых-Ростовских, мы подчеркнем историческую связь, покажем, как, например, выглядели эскизы того же Бенуа здесь, и как – для «Русских сезонах» в Париже».

По мнению Метелицы, князь Лобанов-Ростовский проделал колоссальную работу: объединил разрозненные материалы к «Русским сезонам», собрал самую полную частную коллекцию театральной графики, значение которой  абсолютно, ибо таких коллекций уже никто никогда не соберет. Дело в том, что иссякли источники таких коллекций. Последними собраниями подобного масштаба была коллекция Сержа Лифаря, проданная на аукционе в 1980-х годах, и коллекция Бориса Кахно, которая в середине 90-х была выкуплена  Национальной библиотекой Франции и хранится в Музее Парижской оперы.    

«Мы с Никитой Дмитриевичем знакомы с 1972 года. Он не раз приходил к нам в музей, не раз дарил нам рисунки, например, Николая Александровича Бенуа, факсимильные рукописи Стравинского и другие.  И мы особенно благодарны Никите и Нине за то, что они ее не распродали по частям, хотя, я уверена, были заманчивые предложения. Они ждали, когда Россия наберет силы и мощи, чтобы приобрести коллекцию. Именно музейные условия хранения, считает Лобанов-Ростовский, гарантирует ее полную сохранность.  Решение фонда «Константиновский» о передаче коллекции театральному музею «на временное хранение» как раз и обусловлено данными обстоятельствами», – разъяснила Наталья Метелица.

Более того, как сообщила она, власти города уже выделили дополнительные средства на то, чтобы коллекция была размещена в музее достойно. Это решение было принято лично Валентиной Матвиенко. После завершения выставки коллекция будет размещена в фондохранилище музея в Доме-музее Ф.Шаляпина на ул. Графтио. Там для нее выделено специальное помещение и  уже заказано специализированное оборудование для хранения театральной графики.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В этом году отмечается 130 лет со дня рождения одного из выдающихся русских учёных XX в. – социолога Питирима Сорокина. Он родился в селе Турья Вологодской губернии (ныне это в Республике Коми), а закончил свой путь в Винчестере, штат Массачусетс. В последние десятилетия имя Сорокина вернулось в Россию. О том, как сохраняют наследие великого земляка на родине, мы поговорили с директором сыктывкарского центра «Наследие» им. П. Сорокина Ольгой Кузивановой.
Пока нынешние западные политики по-прежнему пытаются разговаривать с Россией с позиций обвинения, подрастает новое поколение молодёжи, которое не хочет смотреть на нашу страну сквозь призму русофобии. Именно на них рассчитана созданная по указу Президента РФ государственная программа «Новое поколение».
МИА «Россия сегодня» представило результаты исследования материалов западных СМИ, пишущих о России. «Осьминог-1» – так неформально называется этот проект, намекая на традиционное, насчитывающее уже полтора века изображение России в западных карикатурах в виде спрута.
Как прославиться и стать популярным блогером с 300 тысячами подписчиков, если тебе слегка за 70? Эстонский пенсионер Арно Павел нашёл свою формулу успеха. В 72 года он проехал на своём УАЗике от Таллина до Владивостока и обратно. Впечатлений от такого путешествия любому человеку хватило бы на всю жизнь. Но Арно на этом не остановился...
Игорь Егоров, обычный школьный учитель из подмосковного наукограда Пущино, уже много лет проводит свои отпуска в поездках по Европе, где он занимается поисками могил русских белоэмигрантов и разыскивает информацию о забытых фигурах русского зарубежья. Рядом всегда верный помощник – жена Ануш. К этим поискам педагог активно приобщает и своих учеников.
В Латвии и России в эти дни отмечают 75-летие освобождения от немецкой оккупации. Накануне памятной даты МИД Латвии выступил с демаршем, выразив недовольство проведением в Москве салюта по случаю юбилея освобождения Риги советскими войсками, назвав празднование недружественным жестом со стороны России.
В Москве при поддержке Федерального архивного агентства, Российского государственного архива социально-политической истории, Института всеобщей истории РАН, издательства «Политическая энциклопедия» открылась историко-документальная выставка «Война в Заполярье. 1941–1945».
Получить высшее образование на русском языке в Латвии, где проживает около полумиллиона русскоязычных жителей, сегодня увы, невозможно – даже частным вузам отныне это запрещено. Явно дискриминационное решение латвийских властей будет оспариваться в судебном порядке. Но пока суд да дело, ближайший сосед Латвии – Псковский регион – предложил детям наших соотечественников, проживающим за рубежом, свою вузовскую поддержку.